Алексей Николаевич Плещеев. Биография. Литературное окружение. Творчество, страница 9

Можно заметить, что в первые два периода есть некоторая тенденция в выборе издательств: сначала это в большинстве своем «Отечественные записки» Некрасова, потом «Библиотека для чтения» и «Русский вестник». В последний же период виден большой разброс и не прослеживается явная закономерность.

Данные публикации два раза были собраны в сборники: «Повести и рассказы» 1860 года и «Житейское» (1880 г.) [114]. В первом сборнике представлены произведения 40–50-х годов. Во втором – две уже известные повести, новые «дачные романы» и два рассказа. Итого 10 «старых» произведений и 4 новых включили в себя сборники, оставив почти столько же нетронутыми.

Первые два, прижизненных, издания лишены как предисловий, так и какого бы то ни было комментария, однако присутствуют ошибки (в том и силе и в пагинации) или пропуски слов.

Однако вскоре после смерти писателя выходит двухтомный сборник «Повести и рассказы»[115] под редакцией П. В. Быкова. Быков, как он сам указывает в предисловии к изданию, старался собрать все беллетристические сочинения Плещеева: как из прижизненных сборников, так и из периодических изданий. В издании присутствует библиография прозаических произведений в конце второго тома.

В сборник «Избранное. Стихотворения. Проза»[116] 1960 года помещены две самые известные на данный момент повести Плещеева – «Житейские сцены. Отец и дочь» и «Пашинцев». Однако «Отец и дочь» печатается по изданию 1860 года, тогда как «Пашинцев» – по сборнику 1880 г. Есть вступительная статья редакторов «Алексей Николаевич Плещеев», и, в отличие от предыдущих изданий, даны комментарии. Отмечается, что «кроме статьи Добролюбова, отзывов на прозу Плещеева почти не было»[117].

Далее следует сборник «Житейские сцены»[118] 1986 года. В него входят повести «Дружеские советы», «Житейские сцены. Отец и дочь», « Пашинцев» и «Две карьеры».

Повести предваряет предисловие «А. Н. Плещеев и его проза» Н. Г. Кузина.

В примечаниях впервые есть указание на три дореволюционных сборника и «Избранное» 1960 года. И в качестве источников берутся уже три издания: журнал «Современник»[119] 1859 года, второй том издания Быкова (1897) и «Избранное» (1960).

В тот же год выходит издание «Две повести»[120]. В него включены все те же «Житейские сцены. Отец и дочь» и  «Пашинцев».

Предисловие Н. Прянишникова «А. Н. Плещеев в Оренбургском крае» и послесловие «Труженик отечественной словесности» Н. Г. Кузина. Повести печатаются по сборнику «Избранное», 1960.

В сборник «Стихотворения. Проза»[121] вошли «Житейские сцены. Отец и дочь» и «Пашинцев» – по сборникам 1860 и 1880 годов соответственно.

Последнее на данный момент издание – «Стихотворения. Проза»[122], составленный Л. С. Пустильник в 1991 году. Здесь тоже всего лишь две повести – «Дружеские советы» и «Пашинцев». Есть вступительная статья составителя о творчестве «Алексей Николаевич Плещеев» и комментарии.

Проза Плещеева появлялась и в коллективных сборниках. В 1952 году это «Житейские сцены. Отец и дочь» в издании «Русские повести XIX века 40–50-х годов»[123] (по сборнику 1860 года) с биографической справкой и кратким комментарием. «Папироска. Истинное происшествие» в сборнике «Живые картины. Повести и рассказы писателей “натуральной школы”»[124].

Судя по тексту изданий, Плещеев впоследствии не вносил изменений в опубликованные сочинения. Только в процессе издания возникали опечатки.


Глава 3. Критика.

Первым на прозаические опыты Плещеева отреагировал М. М. Достоевский в 1848 году. К этому времени тот напечатал лишь «Енотовую шубу», «Папироску» и «Протекцию». Достоевский отмечает прежде всего «легкость и непринужденность рассказа, простота вымысла и несколько насмешливый, вскользь брошенный, но отнюдь не злобивый взгляд на солидную жизнь, которую ведем мы с вами, почтенный читатель. Правда, его взгляд не проникает в самую глубь этой жизни, в разрозненных ее явлениях не стремится отыскивать одной полной, потрясающей своим пафосом картины, но тем легче для нас с вами, читатель. Потому-то, может быть, нам так и нравится этот насмешливый взгляд на нашу солидность, и на наши солидные слабости»[125]. В целом же, отмечает критик, можно «ожидать от г. Плещеева труда более обширного, но в такой же легкой и занимательной форме»[126].