Алексей Николаевич Плещеев. Биография. Литературное окружение. Творчество, страница 2

В письме к Чехову Плещеев писал: «…Мы воспитывались и развивались на французской культуре, на идеях 48 года»[8]. Самое известное стихотворение, квинтэссенция гражданских мотивов его лирики – это «Вперед! Без страха и сомненья…», ставшее гимном демократической молодежи и особенно петрашевцев, – его называли русской “Марсельезой”[9]. «Довольно расплывчатые лозунги этого стихотворения без труда расшифровывались современниками как пропаганда утопического социализма»[10].

Однако, несмотря на огромную популярность в кружке идей Фурье, кумиром Плещеева был французский евангельский социалист Фелисите Роберт Ламенн, который «материализм социалистов, отрицание ими традиционной религии, морали и семьи <…> не принимал»[11]. «Но в то же время и христианство свое он сводил лишь к социальному смыслу его идей, – идей свободы, равенства и братства. Не о личном спасении должен думать истинный христианин, а только лишь о благе всего рода человеческого»[12]. Ламенне был убежден в подчиненности природы человека закону прогресса, и здесь таилась опасность бесплодной мечтательности, отдаляющей человека от реальности, описанная Достоевским в повести «Белые ночи». «По сути, тут предсказана Достоевским духовная драма Плещеева: сперва – восторженные юношеские мечты <…> потом – горькие воспоминания об этих мечтах, которые не находят применения в окружающей жизни. Упреки и сетования то на себя за потерю юношеского энтузиазма, то на окружающие обстоятельства, на людей, которые остались глухи к пророческим поучениям взрослеющего мечтателя»[13].

Впоследствии из кружка Петрашевского выделился так называемый «дуровский» (по имени С. Ф. Дурова) кружок, в котором преобладали литературные интересы.

После выхода из университета Плещеев начинает активно сотрудничать в журналах. В газете «Русский инвалид» в 1846–1848 годах ведет раздел «Петербургская хроника». В 1846 году появляется уже первый сборник стихотворений, вызвавший широкий интерес критики и читателей.

В 1843 году Плещеев знакомится с Достоевским, которого и вводит в кружок Петрашевского.

В отношении прозаических сочинений следует упомянуть следующее. Знакомый Достоевского доктор Яновский вспоминает, что очень многие товарищи Достоевского считали своей обязанностью прочесть ему свои произведения: «об А.Н. Плещееве, Крешеве и о М. М. Достоевском я уже не говорю, так как последний и в особенности А. Н. Плещеев получали от Федора Михайловича темы для работ и даже целые конспекты для повестей»[14]. Он рассказывает один случай, произошедший у Достоевских с Плещеевым, которому тогда было «не более 18 – 19 лет»[15]. «…Федор Михайлович обратился к А. Н. Плещееву и сказал: “Ну, батенька, прочтите нам, что вы там сделали из моего анекдотца?”. Тот начал тотчас читать; но рассказ был до того слаб, что мы еле-еле дослушали до конца. Плещеев сам как будто сочинением был доволен, но Федор Михайлович прямо сказал ему: “Во-первых, вы меня не поняли и сочинили совсем другое, а не то, что я вам рассказал; а во-вторых, и то, что сами придумали, выражено очень плохо”. Плещеев после этого приговора уничтожил сочиненный им рассказ»[16].

До судебного процесса между ними существовали близкие дружеские отношения, и Плещеев возобновляет переписку с Достоевским в 1856 гг. Однако позже у бывших единомышленников случается сильное расхождение в идеологическом плане. «В это время Плещеев по-прежнему сторонник социальных перемен, как и прежде он верит в грядущее обновление мира, он убежден, что напряженная борьба за справедливость – удел каждого мыслящего человека»[17]. «А. Н. Плещеев и после ссылки верит в жертвенность ради идеи, воспринимая идеалы любви и правды в несколько романтическом ореоле»[18]. На Достоевского же пройденные испытания повлияли гораздо сильнее: он «в 1860-х гг. давно уж отошел от наивно-мечтательного утопизма»[19] и считает, что «невозможно исправить дисгармоничное общество “социальным перетряхиванием”»[20].