Даже с Мережковским, с которым позже Плещеев расходится по эстетическим взглядам (он не одобрял метод критики Мережковского и его принципы «нового» религиозного искусства), «теплые личные отношения <…> сохранялись до конца жизни последнего»[40].
Однако, с другой стороны, Зинаиду Гиппиус огорчало «отчуждение Плещеева от других дорогих ей литературных «стариков» (Я. Полонского и А. Майкова), свидетельствующее об отсутствии <…> живой связи между русскими писателями»[41]. «Есть, оказывается, «либералы», как Плещеев, Вейнберг, Семевский, и затем другие, не либералы, или менее либералы»[42].
И. Леонтьев, однако, пишет об обратном: «Покойный Алексей Николаевич именно служил такой примирительной связью в разрозненной среде петербургских писателей…»[43].
На вечерах писателя собирались известные актеры, литераторы: актеры Малого театра, Достоевский, Толстой, Чайковский, в 60-е посещали А. Ф. Писемский, И. С. Аксаков, Некрасов, Н. Г. Рубинштейн.
Сам Плещеев также посещал, к примеру, литературный салон графа Урусова, наряду с редактором «Библиотеки для чтения» П. Д. Боборыкиным, писателем А. О. Новодворским, экономистом Е. И. Рагозиным, писателем Д. А. Коропчевским и другими. И. И. Ясинский вспоминал: «Все, что появлялось нового и хорошего в русской и французской литературе, читалось и обсуждалось»[44]. Сменяли флоберовские вечера «поэтические ночи» у М. А. Кавоса. «В ночах принимали участие только четыре человека. Четвертым бывал при мне А. Н. Плещеев или Д. А. Коропчевский». После того как Урусов перебрался в Москву, то посещал вечера самого Ясинского, где «руководящей роли никто не играл». «На этих вечерах узнали Фофанова, а старик Плещеев «признал» Льдова и стал печатать его в «Северном Вестнике»»[45].
«Уже в 60-х годах <…> он стоял в стороне от более живых кружков. В Москве, в 60-х годах, вокруг него собирались местные и приезжавшие из других городов поэты и любители поэзии»[46]. «От него (от Николая Александровича Вормса – А. Т.), а также от одного из моих московских друзей, Р., я слышал, что около Плещеева молодежь этого сорта чувствует себя тепло и весело»[47]. «Направление этого кружка было преимущественно эстетическое, хотя и с гражданским оттенком»[48].
В 70 – 80-х гг. Плещеев занимался преимущественно переводами, газетно-журнальной работой, театром. Что касается театра, то писатель близко общался с А. Н. Островским, со многими актерами, был старшиной Артистического кружка и председателем Общества сценических деятелей. Написал 13 оригинальных пьес, некоторые из них ставились в Малом, Александринском и других театрах.
В 1880 выходит второй сборник прозаических произведений, где помещены не только знакомые по литературным журналам произведения, но и еще не публиковавшиеся (к последним относятся «дачные романы» «Жилец» и «Барышня», рассказы «На свою шею» и «Чужие письма»)[49].
Плещеев публиковал также очерки, литературно-критические и театральные статьи и документально-биографические повествования. Считается, что переводческая работа была ближе Плещееву, чем оригинальное поэтическое творчество, так как он чутко улавливал ценное в чужом творчестве. Больше всего Плещеев переводил Гейне, Гюго, Байрона, Теннисона. Ему же принадлежат переводы романов Золя «Брюхо Парижа», Стендаля «Красное и черное», компилятивные работы по западноевропейской истории и социологии: «Жизнь и переписка Прудона», «Поль-Луи Курье, его жизнь и сочинения» и «Жизнь Диккенса».
Из оригинальной лирики же наиболее популярным и удачным считались у Плещеева стихотворения для детей: в 1878 году выходит сборник для детей «Подснежник», в 1891 г. – «Дедушкины песни»[50].
Кроме вышеназванных, Плещеев опубликовал еще несколько сборников стихотворений: в 1861, 1863, 1877 и 1887 годах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.