Государственное регулирование экономики: Учебно-методическое пособие, страница 6

Для разработки индикативных планов используются различные методы. Метод системного анализа используют для изучения развития экономической ситуации в народном хозяйстве в прошлом, настоящем и будущем с учетом различных его вариантов. Главным его принципом является комплексное использование всех экономических показателей на разных уровнях.  Балансовый метод – система расчетов, которая увязывает потребности экономики с имеющимися ресурсами. Балансы представляют собой обычную двухстороннюю таблицу, в одной части которой отражены все возможные поступления ресурсов, а в другой – направления их использования. Основная роль принадлежит материальным балансам: баланс средств производства, предметов потребления, производственных мощностей, природных ресурсов, топливно-энергетический, сельскохозяйственный. Рассчитываются в натуральном, условно-натуральном или стоимостном выражении. Баланс труда включает баланс трудовых ресурсов и баланс рынка труда и предназначен для анализа и прогноза распределения и использования трудовых ресурсов.  Финансовые балансы дают возможность оценить эффективность результатов производственной деятельности на разных уровнях в стоимостном выражении: балансы доходов и расходов по министерствам, предприятиям, балансы денежных доходов и расходов населения. Балансы национальной экономики характеризуют масштабы, пропорции производства на народно-хозяйственном уровне: баланс произведенного и потребленного ВВП, национального дохода, сводный баланс труда, финансовых ресурсов, межотраслевой баланс. Нормативный метод определяет потребности в производстве с помощью норм и нормативов, которые служат базой для определения потребностей в ресурсах,  для контроля за использованием ресурсов: нормы и нормативы затрат труда, использования сырья, топлива и энергии, а также нормы использования основных фондов, мощностей, капиталовложений, капитального строительства. Особая роль принадлежит социально-экономическим нормам: нормы и нормативы потребления товаров и услуг, развития материальной базы социальной инфраструктуры. Экономико-математические методы построены на принципах оптимизации или выбора плана с наибольшим экономическим эффектом. Для достижения этого разрабатываются несколько вариантов плановых решений. Наиболее универсальным критерием эффективности является экономия текущих затрат живого и овеществленного труда, что проявляется в снижении затрат, росте производительности труда, уменьшении фондо-  и капиталоемкости продукции. Основателем данного метода является Л.В. Канторович – лауреат Нобелевской премии. В зависимости от ситуации возможно использование различных методов – оптимального, линейного, нелинейного, динамического программирования, математической статистики.

Основные понятия: планирование, директивное планирование, государственные заказы, индикативное планирование, балансовый метод планирования, нормативный метод, экономико-математический метод, метод системного анализа.

Тема 5. Финансово-кредитное регулирование экономики.

1.  Бюджетно-налоговая политика, ее виды.

2.  Налоговая система, ее задачи и функции.

3.  Роль государственного бюджета в регулировании экономики.

4.  Денежно-кредитная политика государства.

1. Финансово-кредитное регулирование занимает одно из ведущих мест в системе ГРЭ. И здесь ведущая роль отводится бюджетно-налоговой политике – изменению государственных доходов и расходов в целях поддержания рыночного равновесия и стимулирования отдельных сфер национальной экономики. Эта политика воздействует на экономику в долгосрочной перспективе.

Инструментами БНП являются государственные закупки товаров и услуг (G), трансферты (Tr), налоги (Tx). Госзакупки влияют только на совокупный спрос, а трансферты и налоги влияют как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

В зависимости от состояния экономики фискальная политика может быть стимулирующей или сдерживающей. Для роста деловой активности, снижения безработицы проводится стимулирующая фискальная политика: рост государственных закупок и трансфертов, снижение налогов. При этом уменьшение налогов и рост трансфертов ведет к росту не только совокупного спроса, но и совокупного предложения, а значит не только идет рост ВВП, но и снижаются цены. Поэтому, эти инструменты можно использовать как средство борьбы и с безработицей и с инфляцией. Сдерживающая фискальная политика проводится при «перегреве» экономики для снижения деловой активности и снижения роста цен. Здесь инструменты БНП действуют в обратном направлении.

В зависимости от способов влияния этих инструментов различают дискреционную (периодическую) и недискреционную (автоматическую) фискальную политику. Дискреционная политика – это специальные законодательные изменения правительством объемов госзакупок, налогов и трансфертов для стабилизации экономики, которые отражаются на государственном бюджете страны. Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов – инструментов, которые не меняются сами, но автоматически стабилизируют экономику, стимулируя активность в период спада и сдерживая в период подъема. К ним относятся:

1. Прогрессивные налоги на доходы. 2. Непрямые налоги (в 1ю очередь НДС). 3. Помощь по безработице. 4. Пособия по бедности. В период экономического роста показатели 1 и 2 автоматически увеличиваются, а 3 и 4 – уменьшаются. В период рецессии – наоборот.

2. Налоговая система страны обеспечивает финансовую базу государства и является одним из самых мощных инструментов экономической политики.  Совокупность налогов, сборов и платежей, а также форм и методов их изъятия образует налоговую систему страны. В ее структуре выделяют 1. Субъект налогообложения; 2. Объект налогообложения; 3. База налогообложения (величина, из которой выплачивается налог); 4. Ставка налога.