Государственное регулирование экономики: Учебно-методическое пособие, страница 17

Основные понятия: прямое регулирование цен, гарантированная цена, эквивалентная цена, цена стимулирования, субсидирование производства, товарные интервенции, индекс монопольной власти, метод предельных издержек,  метод средних издержек, потолок цен, ценовая дискриминация.

Тема 11. Социальная политика государства и ее эффективность.

1.  Распределение доходов в обществе и необходимость социальной политики.

2.  Государственное регулирование рынка труда и доходов от труда.

3.  Политика социальной защиты населения и развитие социальной инфраструктуры.

Социальная политика, направлена на устранение недостатков рыночного механизма, которые имеют социальные последствия -  неравенство доходов, бедность, не одинаковые условия для членов общества, а значит способствует сохранению и развитию человеческого капитала, повышению качества жизни, социальной справедливости и политической стабильности, экономическому росту. В рамках социальной политики выделяются три направления:

- регулирование рынка труда и занятости, оплаты труда.

- регулирование доходов и социальная защита населения,

- регулирование развития социальной инфраструктуры.

1. Различают первичные и вторичные источники формирования доходов. Первичные (факторные) доходы формируются от применения человеком имеющихся у него факторов производства: 1) Заработная плата. 2) Рента и процент. 3) Доходы от самозанятости (прибыль и предпринимательский доход); 4) Доходы в натуральной форме (от личного подсобного хозяйства). Вторичные: 1) социальные выплаты и трансферты (пенсии, пособия, стипендии); 2) стоимость услуг, которые предоставляются бесплатно (образование, здравоохранения); 3) стоимость общественных благ, используемых населением (парки, дороги…)

Основные причины неравенства в распределении доходов (трудовых):

1). Различие в способностях и умениях людей – физические и умственные способности, склонность к риску и …

2). Различия в интенсивности труда – работоголики, лодыри.

3). Различия в видах деятельности – привлекательность работ, условия, гафик, риски заболеваемости, опасность работ

4). Отличия в образовании – престижный диплом – сигнал для работодателя о способностях, желании работать

5). Другие факторы – дискриминация по полу, возрасту, расе …

6). Имущественное неравенство, активы.

Крайнее проявление неравенства в доходах – бедность – невозможность из-за отсутствия средств поддерживать способ жизни, который принят в данном обществе в данное время.

Измерение неравенства и бедности. Для проведения результативной СП направленной на сокращение неравенства и бедности нужны четкие критерии оценки и измерения неравенства и бедности. Основными показателями неравенства являются децильный и квинтильный коэффициенты и коэффициент Джини. Децильный к-т – отношение доли доходов высшей децильной группы к доле доходов нижней группы, где верхняя группа – 10% самых богатых домохозяйств, нижняя – 10% самых бедных. Квинтильный коэффициент – то же самое, только деление – по 20%. Коэффициент Джини рассчитывается на основе кривой Лоренца.

Для определения уровня бедности рассчитываются:

Минимальный потребительский бюджет – набор товаров и услуг в денежном выражении, который обеспечивает удовлетворение основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Рассчитывается на основе энергетической ценности суточного рациона питания и основных непродовольственных товаров.

Граница малообеспеченности – величина среднедушевого дохода, который обеспечивает нетрудоспособному гражданину минимально необходимый уровень потребления.

Прожиточный минимум – стоимость товаров и услуг, необходимая для нормальной работы организма, воспроизводства здоровья человека и его способностей.

На основе этих показателей определяются в целом для экономики показатели бедности - уровень бедности – доля населения, которая находится ниже черты бедности. Глубина бедности – на какую величину в % доходы бедных ниже черты бедности.

Причины бедности – 2 точки зрения:

1.  Бедность - результат неравных условий для людей, в которых сами бедные не виноваты (дискриминация, плохое питание, образование…) => нужна активная гос. социальная политика для изменения условий порождающих бедность.

2.  Следствие плохой приспособленности индивидов, поведения, которое человек может изменить => минимальная гос. соц. политка, чтобы у бедных появились стимулы к труду.

          2. Регулирования рынка труда направлено на поддержание нормального функционирования рынка труда и создание условий для получения достаточных доходов всем желающим трудится. Реализуется как система мер целенаправленного воздействия на спрос, предложение или цену товара рабочая сила и предполагает:

-  достижение максимально полного использования трудовых ресурсов;

-  определение условий труда  в зависимости от видов работ;

-  наличие системы образования и профессиональной подготовки;

-  развитие системы служб занятости для регистрации безработных, помощи в получении пособий, в трудоустройстве;

-  установление нормального уровня оплаты труда.

Для регулирования рынка труда на макроуровне разрабатывается баланс трудовых ресурсов, который включает отчетные и прогнозные показатели трудовых ресурсов, численности занятых, безработных в отраслевом и региональном аспекте.

Основным показателем необходимости мер государственного регулирования выступает фактический уровень безработицы – отношение численности безработных к общей численности рабочей силы. Если фактический уровень безработицы превышает «естественную» норму безработицы – предельно допустимый уровень безработицы при максимальном использовании трудовых ресурсов для данной страны, то государство может использовать различные методы воздействия на рынок труда. При этом политика регулирования рынка труда может быть пассивной – выплата пособий нуждающимся, и активной – включает также стимулирование мобильности рабочей силы, совершенствование системы переподготовки, стмулирование предприятий для увеличения уровня занятости.