Государственное регулирование экономики: Учебно-методическое пособие, страница 11

Финансирование фундаментальных исследований и стимулирование предприятий для проведений инновационной политики – одни из основных направлений проведения государством научно-технической политики в странах с развитой экономикой. Этим обусловлена необходимость государственной поддержки науки, как источника экономического роста и составной части национальной культуры и образования, которая реализуется в научно-технической политике государства. Научно-техническая политика определяет основные цели, формы и методы деятельности государства в научно-технической сфере. Государство призвано создавать современную инфраструктуру науки и готовить научно-технические кадры, осуществлять государственное финансирование и материально-техническое обеспечение фундаментальных разработок, поддержку приоритетных направлений развития науки и техники. Государство также должно обеспечивать функционирование рынка научно-технической продукции, оценивать уровень научных исследований, новой техники и технологии, проводить экспертизу научно-технических проектов, организовывать научно-техническое сотрудничество с другими странами. При этом должны соблюдаться следующие принципы:

-  демократизация и децентрализация в сфере науки и техники;

-  учет требований экологической безопасности;

-  выбор приоритетов развития и поддержка соответствующих первоочередных научно-технических разработок;

-  сбалансированность развития фундаментальных и прикладных исследований;

-  содействие конкуренции и предпринимательству в научно-технической сфере.

Государственные научные и научно-технические программы являются главным средством определения и развития приоритетных направлений  науки и техники путем концентрации научно-технического потенциала страны  для решения важнейших естественных, технических и гуманитарных проблем. Общегосударственная программа научно-технического развития формируется с учетом отраслевых и региональных программ, которые в свою очередь, составляются на основе целевых проектов и разработок, отобранных на конкурсной основе. В Украине научно-техническая политика проводится в соответствии с Законом «О научно-технической деятельности» и соответствующими законодательными актами. Согласно этому Закону Верховная Рада определяет основные цели и направления научно-технической политики и необходимые государственные меры для ее проведения, определяет объемы финансирования общегосударственных  научно-технических программ. Кабинет Министров, Министерство экономики, Министерство науки и образования, Министерство промышленной политики, Академия наук Украины формируют государственные научно-технические программы и  обеспечивают их выполнение. Реализуются научно-технические программы через соответствующие организации – НИИ, учебные и научные заведения разных уровней, конструкторские бюро и лаборатории, технопарки, предприятия и т.д.

При проведении научно-технической политики государство использует административные, экономические, институциональные методы регулирования. К административным методам регулирования относятся: прямое бюджетное финансирование определенных видов научно-технической деятельности, размещение государственных заказов и государственные контракты, проведение государственной научно-технической экспертизы, ведение патентно-лицензионной деятельности, формирование и привлечение научно-технических кадров, проведение метрологии, стандартизации и сертификации продукции. В данном случае государство осуществляет прямой надзор за деятельностью в научно-технической сфере.  Бюджетное финансирование научных и технических разработок осуществляется государством из Государственного инновационного фонда, который формируется из средств Государственного бюджета, а также из государственных внебюджетных фондов. Финансирование может осуществляться на постоянной и целевой основе. В последнем случае оно выступает в форме грантов – объявляется конкурс проектов по определенной тематике под выделенные государством средства с четко оговоренными условиями их выплаты. В результате конкурса выбираются и финансируются наиболее обоснованные и реальные проекты. Государственные заказы размещаются на отобранных  предприятиях или в организациях, с которыми заключаются контракты. В этом случае государство берет на себя обязательства по обеспечению исполнителя контракта всеми необходимыми финансовыми и материально-техническими ресурсами в соответствии с условиями контракта, а исполнитель принимает обязательства по выполнению всех требуемых от него исследований и разработок. Неотъемлемым элементом государственного регулирования научно-технической деятельности является государственная экспертиза, которая проводится квалифицированными специалистами с целью обеспечения научной обоснованности структуры и содержания приоритетных направлений развития науки и техники, соответствующих научно-технических программ и отдельных проектов, определения экономических, социальных и экологических последствий проектов, анализа их эффективности в случае применения. Рынок интеллектуальной собственности не может существовать и полноценно развиваться без защиты прав собственности на научные открытия и технологические разработки. Государство образует патентно-лицензионные службы, которые регистрируют права собственности на изобретения, выдают патенты, следят за их использованием согласно выданным лицензиям. Все изобретения должны быть защищены также от их бесплатного использования другими странами, для чего существует патентование за границей согласно международным правилам. При необходимости лицензии могут покупаться за границей. Для этого государственными патентно-лицензионными службами определяется целесообразность приобретения лицензий, проводится их экспертиза, оценивается экономический эффект и затраты от их приобретения, происходит выбор продавца. Государство проводит определенную политику по формированию и привлечению научно-технических кадров, в частности, обеспечивает их подготовку и переподготовку, в том числе за границей, вводит систему аттестации кадров, научные и почетные звания, выплачивает именные премии. Государство также регулирует научно-техническую деятельность, применяя систему государственного надзора за соблюдением стандартов, норм и правил. Эту функцию выполняет Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт Украины) и его территориальные органы. Экономические рычаги управления – это, прежде всего государственные программы развития, на которые ориентируются все субъекты научно-технической деятельности. Важное значение имеет введение льготного налогообложения прибыли предприятий и организаций, занимающихся научно-техническими разработками, льготное кредитование, содействие организации и деятельности коммерческих инновационных банков, систем страхования научной и технической деятельности. Особую роль играет регулирование государством с помощью налогообложения амортизационных отчислений предприятий, исследовательских и конструкторских организаций. Уменьшая налоги на амортизацию в случае ее целевого использования, поощряя ускоренную амортизацию, государство стимулирует инвестиционную активность отдельных предприятий и отраслей с целью содействия научно-техническому прогрессу. Государство  может также стимулировать предприятия к созданию собственных инновационных фондов, средства которых могут использоваться для проведения научно-технических и опытно-конструкторских разработок. К институциональным методам регулирования можно отнести создание и обеспечение работы системы научно-технической информации, в которую входят службы по сбору и обработке различных научных данных, государственные библиотеки, научные центры, проведение конференций, симпозиумов, заключение договоров с другими странами о международном лицензировании изобретений, сотрудничестве в научно-технических областях. Одним из направлений реорганизации научно-технической сферы является развитие и поддержка новых инновационных структур: технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов, которые содействуют активизации научно-технической деятельности.