Государственное регулирование экономики: Учебно-методическое пособие, страница 18

Экономические методами государство влияет на спрос на рабочую силу, а, следовательно, на занятость. Субсидии найма (занятости) могут выплачиваться предприятиям в расчете на каждого нанятого работника (на всех занятых). Также используется предоставление льгот предпринимателям для сохранения и создания рабочих мест, регулирование уровня налогов для работодателей в социальные фонды, ставки процента. Административные методы – регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, квот на трудоустройство, пенсионный возраст. Институциональные методы – создание служб занятости и трудоустройства, информационных систем наличия вакансий, участие в решении трудовых споров на основе трехсторонних соглашений между профсоюзами, работодателями и государством. Социально-психологические методы направлены на формирование общественного мнения, облегчающего проведение государством политики на рынке труда. Регулирование оплаты труда является одним из способов регулирования трудовых отношений. Регулирование оплаты труда может быть государственным и договорным. Договорное регулирование проводится в соответствии с тарифными соглашениями между профсоюзами и работодателями. Эти соглашения заключаются на производственном, отраслевом и межотраслевом уровнях. Основным элементом государственного регулирования оплаты труда является минимальная заработная плата – определенный государством уровень заработной платы, ниже которого оплата за фактически выполненную работником норму работы производиться не должна. Она рассчитывается исходя из минимального потребительского бюджета, уровня экономического развития страны, производительности труда. Государство также устанавливает тарифную систему – совокупность тарифных сеток, ставок, схем, методик расчетов дифференциации оплаты в зависимости от качества работ и уровня квалификации работников на государственных предприятиях. Государство определяет нормы оплаты труда за работу в нерабочее время, праздничные и выходные дни, оплаты отпусков, времени, затраченного на переобучение и т.д. Для определения размеров пенсий, компенсации ущерба, причиненного работнику, оплаты пособий используется показатель средней заработной платы – размера зарплаты работника, рассчитанный за определенный период времени. В Украине регулирование трудовых отношений проводится в соответствии с Законом Украины «О занятости населения», Государственной программой занятости, указами Президента, Законом «Про установление границы малообеспеченности и размера минимальной заработной платы», Основные функции по регулированию трудовых отношений выполняет Министерство труда и социальной политики и Министерство экономики Украины.

           3. Политика социальной защиты населения и развитие социальной инфраструктуры. базируется на принципах обеспечения одинаковых возможностей для всех членов общества,  соблюдения их основных прав – права на труд, на отдых, на охрану здоровья, на образование, свободу слова, неприкосновенность личности. Главная цель социальной защиты населения -  это защита доходов и сбережений граждан, поддержание необходимого уровня потребления, поддержка социально незащищенных слоев.

Для решения этих проблем государство использует следующие меры:

-  определение прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета, минимальной заработной платы;

-  создание пенсионных и других социальных фондов;

-  разработка систем индексации заработной платы, доходов и сбережений в связи с инфляцией;

-  разработка программ целевой помощи отдельным слоям населения;

-  формирование государственных страховых фондов продовольствия и промышленных товаров для экстренных случаев.

Основными показателями уровня жизни и необходимости социальной защиты являются средний совокупный доход на семью (человека) и уровень потребления товаров и платных услуг. Различают номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы населения – это все доходы граждан выраженные в денежной форме. Реальные доходы представляют номинальные доходы, скорректированные на величину инфляции. Для определения уровня жизни рассчитывается минимальный потребительский бюджет. Изменение цен на товары учитывается с помощью индекса цен – изменения цены рыночной корзины товаров и услуг в отчетном году по сравнению с базовым годом. В случае роста цен на товары государством кроме индексации доходов используются компенсационные выплаты, которые предусматривают компенсацию подорожания отдельных видов товаров и услуг и выплату разницы в ценах отдельным группам населения - субсидии.

Одним из показателей уровня жизни выступают общественные фонды потребления – материальные блага и услуги, которые государство предоставляет населению бесплатно или на льготных условиях. Социальная инфраструктура – комплекс отраслей народного хозяйства, обеспечивающих формирование и развитие личности, восстановление физических и умственных способностей человека, создание условий для его нормального существования. К социальной инфраструктуре относят бытовое и жилищно-коммунальное хозяйство, охрану здоровья, пассажирский транспорт, образование, санаторно-курортное и туристско-экскурсионное обслуживание. Необходимость регулирования социальной инфраструктуры объясняется тем, что 1) в ее составе есть отдельные рынки, спрос на которых очень велик, и цена равновесия в рыночных условиях была бы недоступной для многих потребителей (рынок жилья); 2) на отдельных рынках механизм рыночного ценообразования просто не работает (образование, здравоохранение). В сфере  социальной инфраструктуры выделяются четыре уровня регулирования: межгосударственный, государственный, региональный и местный. Центральные государственные органы:

-  определяют главные цели и пропорции развития сферы услуг;

-  разрабатывают нормативы потребления отдельных благ и услуг;

-  составляют программы развития отраслей социальной инфраструктуры;