Государственное регулирование экономики: Учебно-методическое пособие, страница 4

·  оценку конъюнктуры стратегических товаров и услуг на внешних и внутренних рынках;

·  основные показатели и балансы социально-экономического развития, в том числе в отраслевом и региональном аспекте;

·  выводы о тенденциях развития экономики страны в следующем периоде.

После одобрения Кабинетом Министров Украины основных его показателей, прогноз становится ориентиром для составления государственных экономических программ. Также составляются прогнозы развития отдельных регионов, отраслей народного хозяйства.

          В зависимости от способа прогнозирования и наличия информации выделяют несколько методов прогнозирования. Фактографические методы основываются на достаточном количестве информации про объект прогнозирования и его предыдущем развитии. Среди них наиболее важные: метод однофакторного прогнозирования, метод многофакторного прогнозирования, метод экстраполяции. Экспертные методы используются, когда информации об объекте недостаточно: метод «мозгового штурма», написания сценария, коллективной экспертной оценки, метод Делфи. Распространены методы экономико-математического моделирования, среди которых наиболее известны модели производственных функций. В модели Кобба-Дугласа эффективность использования факторов производства задается показателями предельной производительности  µ- капитала,

(1-µ) - труда:

Y = A   Km  L(1-m)

А – коэффициент влияния масштаба производства. Модификацией этой модели являются производственные  функции Тинбергена, Анчишкина, Солоу.

Программирование в системе ГРЭ в развитых странах появляется в середине ХХ века. Его суть – анализ состояния экономики, выявление проблем, которые не могут быть решены рыночным механизмом и решение этих проблем с помощью специальных экономических программ. Программирование может быть успешным только при централизованном подходе к разработке, управлению, реализации народно-хозяйственных программ. Основа государственного программирования – долгосрочные (10-20 лет), среднесрочные (4-5 лет) и краткосрочные (1 год) программы.

Государственные программы можно разделить на: специальные – программы развития отраслей, районов, секторов (развитие угольной промышленности, ликвидация последствий аварии на ЧАЭС); целевые (программы занятости, социальной защиты, «Украина-2010»); общегосударственные (по выходу из кризиса, стабилизации экономики, программы освоения новых территорий). Особое место принадлежит комплексно-целевым народно-хозяйственным программам. Это государственный плановый документ, в котором определен по срокам, ресурсам, исполнителям комплекс экономических, технико-производственных, организационно-хозяйственных мер, к выполнению которых подключено большое число отраслей, регионов, хозяйственных органов. Как правило, это могут быть программы социально-экономической направленности (повышение уровня жизни), производственные (развитие новых видов производства), научно-технические (внедрение новых технологий), экологические (разработка природоохранных проектов), институциональные (совершенствование организации управления). Приоритетные направления, которые требуют программного решения, одобряются Верховной Радой. Для этого Национальная академия наук с участием Министерства науки и образования, министерств и ведомств, НИИ методом экспертных оценок определяет перечень таких программ, после чего их рассматривает Кабинет Министров и передает в Верховную Раду. На основе утвержденного перечня  объявляется конкурс по их разработке.

Государственная программа социального и экономического развития Украины составляется ежегодно и согласовывается с проектом Государственного бюджета на соответствующий год. В ней конкретизируются задачи, определенные в ежегодном послании Президента в Верховную Раду о внешнем и внутреннем положении Украины. Также составляются программы экономического и социального развития отдельных отраслей, областей, регионов, городов, которые согласовываются с проектом Государственной программы социального и экономического развития Украины.       

Основные понятия: прогнозирование,фактографические методы, экспертные методы, методы экономико-математического моделирования, производственная функция, программирование, комплексно-целевые программы.

Тема 4. Макроэкономическое планирование.

1.  Задачи и принципы планирования в рыночной экономике.

2.  Содержание и сущность директивного планирования.

3.  Индикативное планирование, структура индикативного плана.

4.  Методы планирования.

Планирование – это специфическая управленческая деятельность по определению целей и путей ее достижения, которая ведется на основе рыночных исследований и анализа внутренних возможностей. Содержанием планирования является определение задач для различных объектов планирования, обоснование необходимых ресурсов, определение показателей контроля и оценки выполнения плановых заданий.  Любая система, заинтересованная в долговременном существовании, осуществляет стратегическое планирование – выявление и создание долговременного стойкого соответствия между целями системы, ее рыночными и внутренними возможностями. Под системой тут подразумевается экономическая единица любого уровня (отдельная фирма или вся экономика). На макроэкономическом уровне стратегическое планирование реализуется в виде индикативных и директивных планов. Планирование предполагает наличие основных принципов, которые определяют логику самого процесса планирования. Принцип единства экономики и политики с приоритетом политики означает, что составление планов определяется в первую очередь государственными политическими интересами и планы – это инструмент реализации государственных интересов. Принцип единства централизма и самостоятельности субъектов рынка предусматривает самостоятельность и независимость всех субъектов рыночной экономики, но государство может влиять на них в нужном для общества направлении. Принцип эффективности планирования – государство, как форма организации общества оправдывает себя только в том случае, когда деятельность государственных органов дает положительные результаты. Принцип соотношения общих и локальных интересов с приоритетом интересов более высокого ранга – все частные интересы в обществе должны увязываться с общественными, необходимо искать компромиссы между противоречиями в интересах. Если это невозможно, то при проведении государственной политики нужно исходить из приоритета общественных интересов над частными.