Государственное регулирование экономики: Учебно-методическое пособие, страница 12

Основные понятия: научно-техническая политика, программа научно-технического развития, бюджетное финансирование науки, инновационные фонды, гранты, государственные заказы, государственная экспертиза, патентно-лицензионная деятельность, формирование научно-технических кадров, госстандарты, научно-техническая информация, технопарки, технополисы.

Тема 8. Инвестиционная политика государства.

1.  Суть и виды инвестиций.

2.  Необходимость государственного регулирования инвестиций.

3.  Государственные инвестиции, их роль и значение.

4.  Направления и методы регулирования частных инвестиций.

5.  Определение экономической эффективности инвестиций.

          Инвестиции в любой экономике являются фактором, определяющим экономический рост. Государственное регулирование инвестиций необходимо для достижения и поддержания устойчивых темпов экономического роста, антикризисного управления экономическим развитием. Инвестиции – это денежные, интеллектуальные ценности, которые вкладываются в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли. Инвестирование осуществляется в основные и оборотные фонды (сооружения, станки, оборудование, сырье); в нематериальные ресурсы (ценные бумаги, патенты, лицензии); в развитие человеческих способностей, используемых в труде. Инвестиционные расходы составляют часть совокупного спроса. Валовые инвестиции в экономике состоят из инвестиций в основной капитал (70-80%), в жилищное строительство (15-25%) и из прироста запасов (3-5%). По назначению валовые инвестиции (Ив) делятся на чистые инвестиции (Ич) – прирост капитала, и на амортизацию (А), которая идет на восстановление изношенного капитала. Возможны следующие ситуации: Ив>А, где Ич>0 – расширенное производство, экономика развивается; Ив=А, где Ич= 0 – застой, простое воспроизводство; Ив<А, где Ич<0 – спад или суженое воспроизводство. Разовые инвестиции называются капиталовложениями. По объекту вложений различают реальные инвестиции (в материальные активы) и финансовые  (в ценные бумаги). По срокам – краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные. По происхождению – частные, государственные, иностранные, совместные.

На механизм воздействия инвестиций на экономику, а, следовательно, на направление государственного регулирования инвестиционного процесса в экономической теории есть две точки зрения. Первая – инвестиции зависят от величины сбережений, а значит, государство должно поощрять накопления в экономике. Вторая – инвестиции зависят от уровня потребления, чем он выше, тем больше стимулов у предприятий к увеличению инвестиций и  государство должно содействовать увеличению расходов в экономике. Особую роль инвестиции играют в странах с переходной или развивающейся экономикой. Из круга «низкие доходы – низкие расходы и сбережения – низкие инвестиции – низкие доходы» за счет стимулирования инвестиций возможен переход к равновесию высокого уровня.

В любой экономике существует оптимальная норма накопления, которая обеспечивает долговременное стабильное развитие. Если реальные инвестиции превышают эту норму, то часть средств в экономике теряется «впустую», если инвестиции ниже, то не обеспечиваются оптимальные темпы роста. Этим объясняется необходимость продуманной государственной политики в области инвестиций. Она заключается:

-  в определении параметров долговременного развития экономики;

-  в определении нормы накопления, которая адекватна этому темпу развития, и соответствующего уровня сбережений;

-  в выборе мер государственного регулирования инвестиций с помощью прямых государственных инвестиций либо стимулирования инвестиций частного сектора.

При этом текущая задача государства – создание стабильной макроэкономической ситуации, сбалансированность внешней торговли, низкие темпы инфляции. Инвестиционная деятельность в Украине осуществляется Министерством экономики Украины, Государственным комитетом по делам архитектуры и строительства, Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Механизм регулирования обусловлен Законом Украины «О инвестиционной деятельности».

Существенная часть валовых инвестиций в экономику – это средства из госбюджета, выделяемые государством. В мировой практике государственное инвестирование составляет примерно половину от общего объема частных инвестиций. При этом между государственными и частными инвестициями может существовать отрицательная или положительная взаимосвязь. Отрицательная связь существует, когда государственные инвестиции начинают подменять частные. В этом случае проявляется «эффект вытеснения». Это происходит, если государство направляет средства на финансирование проектов, выгодных для частного сектора  (сельское хозяйство, промышленность, нефтедобыча и т.д.). Положительная связь существует, если средства из бюджета идут в отрасли, не прибыльные для частного сектора (социальная сфера, фундаментальная наука, инфраструктура). Поэтому именно в эти отрасли должны направляться основные государственные инвестиции.

 Основными  источниками частных инвестиций выступают: 1) собственные средства предприятий – нераспределенная прибыль и амортизационные накопления; 2) займы у банков и других финансовых организаций; 3) выпуск облигаций; 4) выпуск новых акций. Регулирование частного инвестирования государством проводится с помощью макроэкономических, микроэкономических и институциональных рычагов воздействия. Макроэкономические методы влияют на общий экономический климат инвестирования.   Объем частных инвестиций в экономике определяется:

-  соотношением между потреблением и сбережениями в совокупных доходах общества;

-  нормой ожидаемой чистой прибыли;

-  ставкой ссудного процента в экономике;

-  темпами инфляции.