Полемика о психологическом эксперименте на Всероссийских съездах по педагогической психологии

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ПОЛЕМИКА   О    ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ     ЭКСПЕРИМЕНТЕ    НА ВСЕРОССИЙСКИХ   СЪЕЗДАХ     ПО   ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПСИХОЛОГИИ[1]

Важным   событием   в    развитии   экспериментально-психологических  исследований  в  нашей  стране  явились  первые съезды  по педагогической  психологии,  где  вопросы  теории  и   практики  организации психологического    эксперимента   стали    предметом   специального научного обсуждения.

Первый   Всероссийский   съезд   по   педагогической  .психологии состоялся в 1906 г., второй - в  1909 г.  [6; 7].  Их организаторами были   сотрудники   первой   в  России   Петербургской  .лаборатории экспериментальной  педагогической  психологии,  созданной А.П.Нечаевым  в  1901  г.  Здесь  было  положено  начало экспериментальным исследованиям  в  детской   и  педагогической   психологии.  Широкая связь  с  педагогической  практикой  принесла  Нечаеву  успех  и известность.  Ему  удалось  привлечь  к   психологическим  экспериментам  большое  число  учителей, он  возглавил  работу   по  созданию школьных  психологических  лабораторий  в  столице  и в  ряде других городов России.

По   замыслу   организаторов   съезды   должны   были  объединить психологов, педагогов  и врачей  и направить  их усилия  на развитие педагогической  психологии  -  новой  тогда  отрасли  науки, открыть возможности   для   широкого   обмена   опытом   воспитания  детей. Однако  работа  съездов  -  доклады  и  обсуждения  -  вышла  далеко за  пределы  педагогической  психологии.  По  сути, это  были первые в нашей стране психологические съезды.

За  год  до  открытия Первого  съезда по  педагогической психологии  (в  ноябре  1905  г.)  умер  И.М.Сеченов  -  основоположник отечественной   научной   психологии,  разработавший   программу  ее развития  как  экспериментальной   научной  дисциплины.   В  организационном  комитете съезда  состоял ученик  И. М.  Сеченова, известный  физиолог,  профессор  Петербургского  университета  Н.  Е. Введенский.  Им  была  подготовлена  речь,  посвященная   памяти  великого ученого. «Он был, - говорилось в  речи, -  не только  великий работник  в  своей  специальной области  физиологии, это  был вместе с  тем  один  из  самых  могучих  в нашем  отечестве провозвестников и  глашатаев  психологии  как  науки  опытной,  науки,  долженствующей сойти    с трансцендентальных  высот  умозрения  и стать  в тесную   связь  с  другими  науками, и  прежде  всего  с физиологией. Голос  его раздавался громко по всей России, будил  и направлял мысль  русского  общества  начиная  с  великой эпохи  60-х годов. Едва  пи в  этом зале найдется  хоть одно  лицо, которое  бы прямо  или  косвенно  не  испытало  на  себе  влияния  этого  мыслителя - ученого» [6, 143].

И. М. Сеченов в 1873 г.,  когда еще  не существовало  ни одной    психологической  лаборатории,  поставил вопрос:  кому и  как разрабатывать психологию? Он считал, что  она должна  стать экспериментальной  наукой,  использующей   объективный  метод   и  опирающейся  на  союз с  физиологией. Поставленная  Сеченовым проблема вызвала  широкую   полемику   о  путях   развития  психологической  науки.  Представители  официальной  психологии  в   России,  профессора  философских  кафедр   университетов,  в   ведении  которых находилась  психология,   отвергли  сеченовскую   программу,  включавшую   психологический    эксперимент   и    объективный   метод. Однако  уже  в  середине  80-х  годов начали  работать психологические  лаборатории,   созданные  врачами-психиатрами   при  психиатрических  клиниках.  В  90-х годах  эксперимент в  психологии стал фактом, с которым уже нельзя было не считаться.

Вопрос  об  эксперименте в  психологии вызвал  в 1894  г. острую дискуссию  на  защите  в   Московском  университете   докторской диссертации  Н.Н.Ланге.  Получивший   философское  образование в  Петербургском  университете,  Н.Н.Ланге  был   оставлен  при кафедре  философии.  Во  время  заграничной  командировки  он начал заниматься психологическими экспериментами в лаборатории  В.Вундта.  Защитив  магистерскую  диссертацию  по  истории  нравственных   идей,   он  занял   кафедру  философии   в  университете в  Одессе,  преподавал  философию  и  психологию,  продолжая экспериментальные   исследования,   организовав    там   психологическую лабораторию.   Диссертация   явилась   результатом  экспериментальных исследований процессов восприятия и внимания.

Похожие материалы

Информация о работе