Полемика о психологическом эксперименте на Всероссийских съездах по педагогической психологии, страница 3

Первый съезд по педагогической психологии открыл В. М. Бехтерев. К этому времени он уже более 20 лет занимался экспериментальной психологией, создав в  1885 г.  первую в  России психологическую  лабораторию   в   Казани. В   казанской,  позже   в  петербургской, лабораториях     Бехтерева      специализировались     по психологии   и многие   врачи-психиатры.   Бехтерев  вслед   за  Сеченовым   единственно   верный   путь   психологии   видел   в  использовании объективного   метода   в   психологическом   эксперименте,   в   широком развертывании     экспериментальных     исследований,     распространении   их   на   изучение   личности  и   социальных  групп,   Он  ставил перед   психологией   практические   задачи   и   выразил    (как   все поняли, по адресу Г.И.Челпанова и других  профессоров университетских   кафедр   философии)  пожелание,   чтобы  наука   не  загонялась   в   привилегированные   палаты   университетов,   а   пошла   бы по  широкому  и   открытому  пути   практического  применения   в  жизни. Отвечая   на   вопрос:   «кому   и   как   разрабатывать   психологию?», Бехтерев   стоял за   выделение   в    университетах   самостоятельных кафедр психологии с экспериментальными лабораториями.

А.П.Нечаев  и  его  последователи считали,  что психологический эксперимент,   основываясь   на   объективном   методе,   должен  служить прежде   всего   практике школьного   обучения.    Педагогам   предлагалось   проводить   эксперименты  в   школах  и   использовать  полученные   данные   в   школьных   занятиях.   Педагогическая   теория  объявлялась   несостоятельной,   так   же   как   и    общая   психологическая теория.  В  основе  этих  взглядов  лежало   представление  о   том,  что психическое   развитие   ребенка   спонтанно   и   определяется  внутренними   причинами,   а   воспитание   и   обучение   должны   способствовать проявлению врожденных психических свойств. Сотрудник нечаевской лаборатории Н.Е. Румянцев  в докладе «Экспериментальный  метод в  педагогической психологии» [7] утверждал, что педагогическая наука должна слиться с педагогической психологией. В экспериментах надо выяснить,  что может учитель требовать от каждого ученика и  соответственно строить занятия. В центре обучения надо ставить не методы  и программы (схолоцентризм),  а запросы  и потребности  ученика (педоцентризм),  считал  Румянцев. Поэтому  большинство психологических экспериментов в школах имело целью определение  уровней психического развития детей. Предполагалось, что  степень развития, установленная на одной стадии, позволяет судить  о возможности и  пределах  дальнейшего  развития каждого  ребенка, поскольку отрицалась возможность его перехода на другой уровень развития в  результате  обучения  и  воспитания. Главным  Нечаев считал  создание  методик  массовых  школьных  экспериментов.  По  его мнению,  наиболее  ценные  результаты  могут  дать однократные  наблюдения  в  групповых опытах.  Для того  чтобы эксперименты могли  проводиться  в  школах  силами  учителей,  он предлагал всемерно упростить их и обходиться без специальной аппаратуры,  поскольку  преследовалась  прежде  всего  практическая  цель -  помощь школе.

Программа Нечаева имела большой успех у педагогов. Психологические кабинеты и лаборатории были организованы в гимназиях, в  кадетских  корпусах,  в  реальных  и  коммерческих  училищах ряда  городов:  Одессы,  Нижнего  Новгорода, Екатеринославля  и др.  На  съездах  было  доложено  о  результатах  многочисленных  школьных   экспериментальных   исследований.   Однако   нечаевская  программа  вызывала  много  возражений.  Критике  подверглись  и условия  школьных  экспериментов,  и  их  результаты. Вступая  в противоречие  с  поставленной  задачей  выяснения   одаренности  каждого ребенка,   всем   детям   предъявлялись    одинаковые   стандартные задания. Нечаев и его последователи не  хотели видеть  того очевидного   факта,  что   стандартность  заданий,   однократность  опыта и  большое  число  испытуемых  не  позволяли  адекватно определять индивидуальные   особенности   учащихся.   Задания,  предъявляемые ученикам,  не  были  связаны  со   школьными  программами   и  были одними  и  теми же  для учеников  всех классов.  Затем экспериментаторы выводили средние результаты для некоего среднего ученика.  На   съезде   обсуждались   также   результаты  психологических  экспериментов, полученные в лаборатории  В. М.  Бехтерева и  в других психологических лабораториях психиатрических  клиниках.