Полемика о психологическом эксперименте на Всероссийских съездах по педагогической психологии, страница 2

Оппонентами  Н.Н.Ланге  были   Л.М.Лопатин,  профессор кафедры  философии  Московского  университета,  и  С.С.Корсаков, известный   психиатр,  организатор   психологической  .лаборатории при  клинике  медицинского  факультета   Московского  университета. На защите  между оппонентами  возникла дискуссия  [4, 564  - 616]. Они  с  разных  точек  зрения  оценивали  диссертацию:  Лопатин был противником   психологических   экспериментов,  а   Корсаков  видел главное   достоинство  работы   диссертанта  именно   в  разработке экспериментальных   методов.   После   диспута   были  опубликованы статьи А. А. Токарского [5], Н. Я. Грота [1], Г. И. Челпанова [12], отразившие их отношение к эксперименту в психологии.

Токарский  доказывал  решающее  значение  эксперимента   в  психологии,  причем  такого,  который  опирается  на  методы естествознания,  т.е.  на объективные  методы. Другого  взгляда придерживался  Грот.  Психологический  эксперимент,  по его  мнению, должен быть   принципиально  иным,   чем  эксперимент   в  естествознании, поскольку   предметом   психологического   исследования  является внутренний   опыт,  благодаря   которому  психические   факты  доступны наблюдению.  Г. И.  Челпанов, в  то время  энергично завоевывавший  себе  ведущее  место  в  психологической  науке, считал, что  эксперимент  в  психологии  может  найти  применение,  но его надо  подчинить  интроспективной психологии,  что, по  сути, означало  исключение   из  него   объективного  метода   и  сохранение субъективного.  Введение  Сеченовым  объективного метода  в психологию,  полагал  Челпанов,  «имело  роковое  значение  для  судьбы психологии  в  России:  многие  еще и  теперь при  слове эмпирическая,   физиологическая,   экспериментальная   психология  думают, что дело идет о сеченовских рефлексах головного мозга,  об отрицании самонаблюдения и т. и., а  с этим,  конечно, ни  один психолог не согласится» [12, 147].

Введение  эксперимента  в  психологию  явилось  одним  из важнейших итогов ее развития в Х1Х в. в России (также как и  в Западной  Европе  и  в  Америке).  Однако  началась  идейная  борьба за методологические   основы   эксперимента.   Особую   остроту   она приобрела   на   первых  Всероссийских   психологических  съездах, где развернулась полемика  по вопросу  о путях  развития психологической науки. Впервые  он был  поднят на  Первом съезде  в связи с  постановкой Челпановым  вопроса, который  в свое  время задавал Сеченов:   кому   и  как   разрабатывать  психологию,   на  Втором съезде  -  в  связи  с  программным  докладом Челпанова  о задачах психологии.

Это  было  столкновение разных  взглядов на  роль эксперимента в развитии психологической науки, на  соотношение теории  и эксперимента,  на  экспериментальные  методы  -  объективный  и субъективный.  В  отличие  от  прежних  дискуссий, теперь речь  шла уже не о том,  быть или  не быть  эксперименту в  психологии, а  о том месте,  какое  он должен  занять в  психологической .науке,  о его значении,   должен  ли   быть  экспериментальный   метод  подобным естественнонаучным,  или  в  психологии будет  сохранен субъективный  метод,  присущая  ей  интроспекция.   Представителей  педагогической психологии (организаторов съездов) возглавлял А.П.Нечаев.  Психиатры  и  невропатологи,  занимавшиеся  экспериментальными  психологическими  исследованиями  в   психологических  лабораториях психиатрических клиник Казанского, Харьковского, Московского   университетов,    Петербургской   Военно-медицинской академии,  сгруппировались  вокруг  В.М.Бехтерева.  Университетских  психологов   кафедр  философии   на  историко-филологических  факультетах  представляли от  Петербурга А.  И. Введенский, от  Киевского  на Первом  съезде, а  потом от  Московского университета - Г. И. Чеппанов, от Одессы - Н. Н. Ланге, от Казани -    В.Н.Ивановский.   Особую  группу   составляли  представители духовных академий и семинарий..