Полемика о психологическом эксперименте на Всероссийских съездах по педагогической психологии, страница 6

Челпанов  ссылался  на  недавно  появившиеся  экспериментальные  исследования  мышления  Вюрцбургской  лаборатории,   в  которых  главную  роль  играет  самонаблюдение.  Эти  исследования он считал особо важными в методологическом отношении.  В статье, опубликованной незадолго  до съезда  в журнале  «Вопросы философии и психологии»,  Челпанов писал,  что эти  исследования показали  «возможность  мышления,  не  зависящего  от представлений и  ощущений,  а  так  как  ощущения и  представления получаются через посредство  тела, то  возможность мышления,  не зависящего от представлений и ощущений, может быть,  служит подтверждением того  взгляда, что  душа может  не только действовать,  но и существовать независимо  от тела»  [10, 29  - 30].  Доклад Челпанова был  воспринят  участниками  съезда  как  выступление  против  экспериментальной психологии.

В   защиту   объективного   метода   с  большой   речью  выступил Н.Н.Ланге,  единственный  из  университетских  профессоров  историко-филологических    факультетов,    создавший    экспериментальную психологическую   лабораторию.   Он   указал   на   реакционную  сущность челпановской  программы  и  выразил  несогласие с  его характеристикой   психологического   эксперимента   и   субъективного  метода.  «...Внутренний  эксперимент  отличается,  по   мнению  профессора  Челпанова,  от  внешнего  не  по существу,  - сказал  Ланге, -  лишь  количественно, по  степени. Что  самонаблюдение пользуется таким   внутренним   экспериментом,   с   этим   должно  согласиться, но  что  внешний  (т.е.  действительный)   эксперимент  отличается от   внутреннего  лишь   количественно,  совершенно   ложно...  Сравнительно  с действительным  опытом,  в  котором   даются  реальные внешние   впечатления,   строго   методически  подобранные   с  целью вызвать  строго  определенные  психические  состояния,  так  называемый  внутренний  опыт  является   лишь  игрою   воображения,  которая почти  так  же  далека от  действительного исследования,  как воображаемая  охота  на   воображаемых  львов   в  воображаемой   Сахаре  - от действительной охоты» [7, 70 - 71].

Ланге   возражал   Челпанову  и   в  оценке   работ  Вюрцбургской психологической  лаборатории.  Он  говорил,  что  ему   понятно,  почему   Челпанов   считает   эти   исследования  особенно   ценными  и типичными   для  настоящего   эксперимента:  они   сильно  уклоняются от  требований,   обязательных  для   психологического  эксперимента. В  этих  опытах  нет  именно  того,  что  «должно  ценить  в  научном эксперименте,  а  именно:  1) нет  объекта, с  которым можно  было бы сравнить  психическое   явление  и   тем  обнаружить   его  качества, недостатки  и  состав;  2)  объекты,  вызывающие   психическое  явление...    представляют    хаотическую,    нерасчлененную   сложность, отдельные  элементы  которой  не  подлежат   поэтому  систематической вариации,   которая   обнаружила   бы  систематически   и  последовательно  и  состав  психического  явления...  Таким  образом, образцом психологического эксперимента      исследования     Вюрцбургской школы  никак   служить  не   могут...  В   методологическом  отношении  они представляют  не шаг  вперед, а  назад сравнительно  с типическими    психологическими    экспериментами»    [7, 72].   Ланге квалифицировал   Челпанова   и   как   противника  экспериментального направления.

В   условиях   размежевания  и   противопоставления  объективного и  субъективного  методов  Ланге   поддержал  идею   массовых  школьных   психологических   экспериментов,   хотя    осуждал   нечаевские  экспериментальные  методики  и  их   теоретическую  основу   -  представление  о  спонтанном  развитии   ребенка.  Он   допускал  существование   двух   рядов  факторов,   влияющих  на   развитие  ребенка: природного  и  культурного, биологического  и  исторического; наследственного и воспитательного.