Полемика о психологическом эксперименте на Всероссийских съездах по педагогической психологии, страница 8

Главная  цель  психологического  института,  по  словам  Бехтерева,  должна  состоять в  том, чтобы  «всесторонне изучить  и научиться   понимать   человеческую   личность   и   выяснить  более совершенным  образом,  чем это  было до  сих пор,  способы наилучшего  ее  развития,  совершенствования  и, где  нужно, врачевания» [6, 246]. На Втором психологическом съезде речь  уже шла  о работе организованного  В.М.Бехтеревым  Психоневрологического  института.  Экспериментальной   психологической  лабораторией   в  этом институте  заведовал  А.Ф.Лазурский,  читавший курс  общей и экспериментальной  психологии.  Открытый  в  1907 г.  институт был первым  в  нашей  стране  высшим   психологическим  научно-исследовательским и учебным заведением.

А. П. Нечаев, докладывая на съезде о состоянии  педагогической психологии, сообщил, что за три года, истекшие со времени  Первого  съезда,  была  создана  Педагогическая  академия, ставшая базой для работы по педагогической психологии.

Таким    образом,  происходило    организационное     укрепление экспериментальной  психологии.  В  1912  г.  при историко-филологическом  факультете  Московского  университета  был   открыт  Психологический  институт,  который возглавил  Г.И.Челпанов, оборудовав  его  для  начавшихся  там   экспериментальных  исследований. Так  завершилась  полемика  о  развитии   экспериментальной  психологии в России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грот Н. Н. Основания экспериментальной психологии. М., 1896.

2.  Лазурский  А.  Ф.  Личность и  воспитание //  Естественный эксперимент  и его  школьное применение. Пг., 1918. С. 182 - 190.

3.  Нечаев А.  // К  вопросу о  съезде по  педагогической психологии  и комментариях Г. И.  Челпанова //  Вопр. философии  и психологии.  1909. Кн.  5 (100). С. 805-810.

4. Отчет о докторском диспуте Н. Н. Ланге // Там же. 1894. Кн. 4 (24). С. 564 - 616.

5. Токарский А. А. О методах  психологического исследования  // Зап.  психол. лаб. психиатр. клиники имп. Моск. ун-та. 1896. Вып. 1. С. 7 - 19.

6. Труды Первого Всероссийского съезда по педагогической психологии в Санкт- Петербурге в 1906 г. (31 мая - 4 июня): Отчет, составленный секретарем съезда М. И. Коноровым. СПб., 1906.

7.  Труды  Второго Всероссийского  съезда по  педагогической психологии  в Санкт- Петербурге  в  1909 г.  (1-5  июня):  Отчет, составленный  секретарем съезда М. И. Коноровым. СПб., 1910.

8.  Челпаноы  Г. И.  Задачи современной  психологии //  Вопр. философии  и психологии. 1909. Кн. 4 (99). Г. 285 - 308.

9.  Челпанов  Г.И.  Нужны  ли  психологические  лаборатории  для самостоятельных исследований  при  средних  учебных  заведениях:  (Ответ  А.  П.  Нечаеву) // Там же. Кн. 5 (100). С. 811 - 814.

10.   Челпанов  Г.   И.  Об   экспериментальном  исследовании   высших  умственных процессов // Там же. Кн. 1 (96). С. 1 - 30.

11. Челпанов Г. И. По поводу статей Н. Н. Ланге // Там же. Кн. 3 (98). С. 92 - 98.

12. Челпанов  Г. И.  Указатель новейшей  литературы по  вопросу о  материализме // Унив. известия. 1896. № 9. С. 133 - 172.

13. Челпанов Г. И. Психология и школа: Сб. ст. М., 1912.



[1] История становления и развития экспериментальной психологии в России.- М.: Наука, 1990.- С.76-86