Подходы к решению проблемы обучения и развития в научной школе Л.С.Выготского. Педагогическая психология как отрасль психологической науки. Программированное обучение как психодидактическая система (Б.Скинер, Н.Краудер, Г.Паск)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Такая программа своим элементарным содержанием не интересна для сильного ученика. Скиннер ввел оперантное обучение (контроль не за результатом, а за процессом, каждым шагом).

1. объем кадра чем короче тем лучше. 2. Ответ формулируется самим учеником. 3. Подсказки: тематические, формальные. 4. Отсылается только к основным кадрам и в них тренировочные материалы.

Краудер предложил разветвленные программы.

1. Объем кадра зависит от сложности материала и возраста. 2. Выборочный ответ из предложенных. 3. Подсказки тематические. 4. Отсылает к основным и дополнительным кадрам.

Ставится задача, требующая размышления. Отличается от линейной множественностью выбора шага. Ориентированы не на безошибочность, а на уяснение учителем причин, вызывающих ошибку. Дается много ответов. Если ответ неправильный, предлагается вернуться к исходному тексту, подумать и найти другое решение. Цели. Проверка знаний. В случае неправильного ответа отсылка ученика к координирующим и обосновывающим ответ рамкам. Закрепление информации с помощью рациональных упражнений. Увеличение усилий учащегося и ликвидация механического обучения через многократные повторения информации. Формирование требуемой мотивации. 

Если ученик справился с ней, то переходит к следующей задачи. Если ученик не справился, то надо отправить к вспомогательным кадрам. При разветвленной программе трудно контролировать ответ, поэтому нужно давать к задаче целую серию ответов. Невозможно предугадать ход мыслей ребенка – невозможно диагностировать ошибку – неизвестно как строить развивающие программы.

Недостатки: большой разброс во времени; контроль; работа только с учителем-автоматом и учкебниками

Адаптивная программа. Паск.

- определенное количество ошибок необходимо для обучения

- Машина работает в постоянном диалоге. Реагирует на ошибку, предлагает подскащку.

- Машина постоянно приспосабливается к ученику, относится к числу самообучающихся. Путем множества экспериментов машина в своей памяти накапливает информацию о типах ошибок, пробелов и использует их в работе.

- Есть верхняя и нижняя граница ошибок. Переходишь верхнюю – уровень трудность снижается, нижнюю – рпограмма усложнятеся.

Такое обучение дает огромный индивидуальный разброс. Современные машины не в состоянии удерживать такого количества обработанной информации.

В отечественной психологии программированное обучение существовало с 60 до 70 г. (Ланда - мужик). Отличие от зарубежной – используется разветвленная программа, основной упор на учебники – а не на обучающие автоматы, был принят принцип алгоритмизации. Это правило, предписывающее последовательность элементарных действий, которые в ислу своей простоты всеми понимаются и исполняются. Это система указаний об этих действиях, о том, как надо их производить. Это система действий с объектом, выделение в нем отдельных элементов (модельное представление процесса). 

Недостаток ПО – экстериоризация, играющая огромную роль в начале обучения, тормозит развитие свернутых, умственных процессов.

Возрастные особенности учения в младшем, среднем и старшем возрастах.

Младший школьник. (7 – 11 лет)

Готовность к обучению - основная характеристика шк-ка. Включает: уровень физиологического (физического) р-я (моторика, сис-ма глаз/рука, артикуляция и т.д.), интеллектуальное р-е (определенный уровень наглядно-образного мышления, начатки словесно-логического), личностное р-е (мотивация, в т.ч. познавательная, произвольность, социальные навыки).

Обухова: произвольное поведение, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, децентрация, мотивационная готовность.

Новообразования: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, проявляющиеся при овладении уч. предметами. (Дошк. возраст: абрис мировоззрения, соподчинение мотивов, этические инстанции, произвольность, личное сознание).

По Давыдову: учебная деятельность (У задача, У действие, контроль, оценка), субъект учебной деятельности, теоретическое мышление (содержательные рефлексия, анализ, абстракция, планирование, обобщение).

УД – нет ее надо сформировать. Сложность в том, что мотив с которым ребенок приходит в школу (мотив

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
248 Kb
Скачали:
0