Подходы к решению проблемы обучения и развития в научной школе Л.С.Выготского. Педагогическая психология как отрасль психологической науки. Программированное обучение как психодидактическая система (Б.Скинер, Н.Краудер, Г.Паск)

Страницы работы

23 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Такая программа своим элементарным содержанием не интересна для сильного ученика. Скиннер ввел оперантное обучение (контроль не за результатом, а за процессом, каждым шагом).

1. объем кадра чем короче тем лучше. 2. Ответ формулируется самим учеником. 3. Подсказки: тематические, формальные. 4. Отсылается только к основным кадрам и в них тренировочные материалы.

Краудер предложил разветвленные программы.

1. Объем кадра зависит от сложности материала и возраста. 2. Выборочный ответ из предложенных. 3. Подсказки тематические. 4. Отсылает к основным и дополнительным кадрам.

Ставится задача, требующая размышления. Отличается от линейной множественностью выбора шага. Ориентированы не на безошибочность, а на уяснение учителем причин, вызывающих ошибку. Дается много ответов. Если ответ неправильный, предлагается вернуться к исходному тексту, подумать и найти другое решение. Цели. Проверка знаний. В случае неправильного ответа отсылка ученика к координирующим и обосновывающим ответ рамкам. Закрепление информации с помощью рациональных упражнений. Увеличение усилий учащегося и ликвидация механического обучения через многократные повторения информации. Формирование требуемой мотивации. 

Если ученик справился с ней, то переходит к следующей задачи. Если ученик не справился, то надо отправить к вспомогательным кадрам. При разветвленной программе трудно контролировать ответ, поэтому нужно давать к задаче целую серию ответов. Невозможно предугадать ход мыслей ребенка – невозможно диагностировать ошибку – неизвестно как строить развивающие программы.

Недостатки: большой разброс во времени; контроль; работа только с учителем-автоматом и учкебниками

Адаптивная программа. Паск.

- определенное количество ошибок необходимо для обучения

- Машина работает в постоянном диалоге. Реагирует на ошибку, предлагает подскащку.

- Машина постоянно приспосабливается к ученику, относится к числу самообучающихся. Путем множества экспериментов машина в своей памяти накапливает информацию о типах ошибок, пробелов и использует их в работе.

- Есть верхняя и нижняя граница ошибок. Переходишь верхнюю – уровень трудность снижается, нижнюю – рпограмма усложнятеся.

Такое обучение дает огромный индивидуальный разброс. Современные машины не в состоянии удерживать такого количества обработанной информации.

В отечественной психологии программированное обучение существовало с 60 до 70 г. (Ланда - мужик). Отличие от зарубежной – используется разветвленная программа, основной упор на учебники – а не на обучающие автоматы, был принят принцип алгоритмизации. Это правило, предписывающее последовательность элементарных действий, которые в ислу своей простоты всеми понимаются и исполняются. Это система указаний об этих действиях, о том, как надо их производить. Это система действий с объектом, выделение в нем отдельных элементов (модельное представление процесса). 

Недостаток ПО – экстериоризация, играющая огромную роль в начале обучения, тормозит развитие свернутых, умственных процессов.

Возрастные особенности учения в младшем, среднем и старшем возрастах.

Младший школьник. (7 – 11 лет)

Готовность к обучению - основная характеристика шк-ка. Включает: уровень физиологического (физического) р-я (моторика, сис-ма глаз/рука, артикуляция и т.д.), интеллектуальное р-е (определенный уровень наглядно-образного мышления, начатки словесно-логического), личностное р-е (мотивация, в т.ч. познавательная, произвольность, социальные навыки).

Обухова: произвольное поведение, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, децентрация, мотивационная готовность.

Новообразования: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, проявляющиеся при овладении уч. предметами. (Дошк. возраст: абрис мировоззрения, соподчинение мотивов, этические инстанции, произвольность, личное сознание).

По Давыдову: учебная деятельность (У задача, У действие, контроль, оценка), субъект учебной деятельности, теоретическое мышление (содержательные рефлексия, анализ, абстракция, планирование, обобщение).

УД – нет ее надо сформировать. Сложность в том, что мотив с которым ребенок приходит в школу (мотив

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
248 Kb
Скачали:
0