Создание банка компьютерных моделей как средства формирования представлений учащихся о физических процессах и явлениях, страница 7

Сравнивая уровни учебных достижений учащихся, видим, что в экспериментальном классе уровень достижений выше, чем в контрольном, что является основанием для вывода о том, что применение КМ способствует формированию представления о сложных процессах и повышению качества обучения.

При решении задач олимпиадного уровня требуется четкое представление о процессе или явлении, соответствующем поставленной задаче. При работе учащихся над исследовательскими проектами и при подготовке к научно-практическим конференциям также требуется глубокое представление о рассматриваемом явлении и его связи с другими явлениями. Для подготовки доклада и представления результатов выполненной работы учащимся приходится самостоятельно выполнять компьютерное моделирование. Подготовленные при этом модели можно использовать в учебном процессе. Для выполнения комбинированных заданий ЦТ требуется чёткое представление о физической картине мира.

Поэтому об эффективности мероприятий, осуществлённых при реализации проекта, можно судить по результатам, достигнутым учащимися экспериментальных классов (приложение 4):

·  на олимпиадах;

·  при централизованном тестировании;

·  на научно-практических конференциях школьников;

·  при поступлении выпускников в технические вузы.

Внедрение проекта

Опыт работы по обучению учащихся физике с применением на уроках КМ используется в практике учителей СОШ №10 города Жлобина и ряда школ Жлобинского района. В ходе реализации проекта с применением КМ проведено 8 открытых уроков в присутствии учителей города и района. Распространению в Республике Беларусь опыта применения КМ на уроках физики, вероятно, способствовало опубликование сценария урока в «Настаўніцкай газеце» (№  от 24.02.2009 .г). Результаты, полученные в ходе реализации проекта, доложены на районном методическом объединении (сделано 5 докладов). В мае 2009 года в форме мастер-класса проведён областной семинар учителей по теме “Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества обучения на уроке физики” (материалы семинара – в приложении 5), в семинаре участвовало 25 учителей физики Гомельской области.

Выводы и перспективы

При разработке и реализации данного проекта решены следующие задачи:

ü изучены теоретические основания применения компьютерных моделей на уроках физики;

ü определена система требований, при выполнении которых использование компьютерных моделей способствует формированию представлений о физических процессах и явлениях;

ü создан интерактивный банк компьютерных моделей;

ü проведена практическая апробация КМ, в ходе которой доказана эффективность их использования как средства повышения качества знаний по физике.

На основе промежуточных результатов реализации проекта можно сделать следующие выводы:

1)  планомерное, последовательное и системное использование КМ на уроках физики способствует интеллектуальному развитию учащихся, значительному расширению их кругозора и развитию пространственного  воображения, формированию представлений о физических процессах и явлениях, благодаря чему обеспечивается повышение уровня знаний по предмету;

2)  эффективное применение КМ в образовательном процессе обеспечивается при условии соблюдения системыпедагогических, психологических и технических требований, сформулированных выше;

3)  для распространения опыта использования компьютерных моделей в школах Республики необходима поэтапная и целенаправленная работа по обучению учителей физики технологии разработки КМ и их использования при проектировании уроков, а также систематическая деятельность учителей по самообразованию в данной области.

Перспективы работы над проектом мы связываем с пополнением банка КМ в результате собственной разработки и поиска новых КМ и дальнейшем их применением в процессе обучения физике.