Создание банка компьютерных моделей как средства формирования представлений учащихся о физических процессах и явлениях, страница 6

ü компьютерные материалы – необходимая часть единого комплекса средств обучения по данной теме. Учитель может (и должен!) его дополнять, модернизировать и варьировать способы применения;

ü при систематическом использовании различных средств обучения удаётся достигнуть высоких результатов в обучении. Эпизодичное, разрозненное их применение не способствует концентрации внимания на главном, а лишь утомляет детей.

Таким образом использование КМ физического процесса или явления, представленной в форме учебной презентации, позволяет перейти от заучивания к представлению и пониманию на основе:

·  создания активной обучающей, деятельностной среды;

·  создания условий для конструктивной дискуссии и сотворчества;

·  чувственной опоры мысли учащихся, подчёркивания и разъяснения теоретической сущности изучаемого;

·  привития навыков восприятия, осмысления информации не только через слово учителя, а с использованием технической формы её предъявления, анализа результатов деятельности и тем самым приучения детей к жизни и деятельности в мире сложной техники и информационных технологий.

Результативность реализации проекта

Экспериментальная проверка эффективности применения КМ в процессе обучения проводилась на уроках физики в 7 – 11 классах ГУО СОШ № 10 города Жлобина. Условия педагогического эксперимента подбирались таким образом, чтобы все исходные факторы, влияющие на результат (уровень подготовки учащихся, уровень мотивации учебной деятельности и др.) были практически одинаковыми. Оценка эффективности проводилась с использованием методов наблюдения, беседы, анализа результатов самостоятельных и контрольных работ.

При использовании КМ опытов Столетова на уроке в 11 ”A” классе у учащихся было сформировано представление о явлении фотоэффекта без комментариев учителя; при этом большинство ребят смогли самостоятельно сформулировать законы фотоэффекта. При изучении этой же темы в 11 “Б” классе с применением плаката “Законы фотоэффекта” учащиеся затруднялись самостоятельно формулировать законы фотоэффекта. Причиной этого, как выяснилось в ходе обсуждения, стало неверное представление о последовательности выполнения эксперимента.

При изучении темы “Тепловое действие тока” в 8 “Б” классе после демонстрации модели электрического тока в проводниках ребята смогли объяснить причину нагревания проводника самостоятельно. В ходе беседы было выявлено, что именно благодаря демонстрации процессов в проводнике учащимся удалось установить причину его нагревания.

Подтверждением того, что представления об изучаемых физических явлениях сформированы, является способность учащихся мысленно воссоздать и словесно описать процесс тогда, когда его непосредственное восприятие невозможно, что необходимо при решении как качественных, так и расчётных задач. Таким образом, успешным решением задач подтверждается то, что учащийся осознанно представляет изучаемый физический процесс или явление. Чтобы подтвердить эти факты, в ходе апробирования КМ (сентябрь – ноябрь 2008 года) были определены два класса: 11”А” и 11 “Б” (11”Б” – экспериментальный, уроки в нём проходили с применением КМ; 11”А” – контрольный). Выбор классов сделан на основе содержания материала по физике, который изучался в первой четверти: учащиеся должны были изучить разделы “Частицы и волны” и “Атомы и молекулы”, для качественного усвоения которых необходимо чётко представлять соответствующие физические процессы и явления. Данные физические явления не представляется возможным увидеть наяву, так как это процессы микромира. После изучения отдельных тем проводились тестирование по теоретическому материалу и самостоятельные работы, а по завершении изучения раздела учащиеся выполняли контрольную работу. Результаты самостоятельных и контрольной работ представлены на диаграмме (приложение 3).