Создание банка компьютерных моделей как средства формирования представлений учащихся о физических процессах и явлениях, страница 3

ü  изучение технических условий, необходимых для демонстрации компьютерных моделей.

II этап – основной (2007/2009 уч.г.)

На данном этапе выполняются:

ü определение системы требований к компьютерным моделям, способствующим эффективному формированию представлений о физических процессах и явлениях;

ü отбор компьютерных моделей для реализации цели проекта;

ü апробирование компьютерных моделей в процессе обучения и оценка эффективности их применения как средства формирования представлений о физических процессах и явлениях;

ü создание интерактивного банка компьютерных моделей физических процессов и явлений.

III этап – итоговый (2009/2010 уч.г.)

Основной вид деятельности учителя на данном этапе – анализ  результатов проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами.

Основные теоретические положения

Практическое применение сформированных представлений о физических процессах и явлениях – одно из условий, необходимых для обеспечения всестороннего, полного знания материала, дальнейшее изучение которого сопряжено с формированием понятия, в котором глубоко отражены существенные стороны физического процесса, адекватность познания его. Представление – форма отражения в виде наглядно-образного знания, одно из проявлений памяти, следовой образ ранее бывшего ощущения или восприятия. В структуру представления наряду с образом входят, помимо внешних признаков, такие, которые открываются не непосредственно, а только при детальном умственном и физическом анализе предметов в их отношении друг к другу и к человеку. Исключительная роль представлений в процессе познания состоит в том, что на их основе мысленно воссоздаётся действительность тогда, когда её непосредственное восприятие невозможно. Наличие понятий и представлений составляет одно из условий ориентировки в действительности; в процессе познания представление является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению, составляет основу для решения теоретических и практических задач [6,7].

В качестве методологических оснований проектируемой деятельности использованы следующие подходы:

1)  деятельностный, в рамках которого познавательная деятельность учащихся рассматривается в качестве предмета управления, обучение организовано как процесс, для структуры которого характерны субъект-субъектные и субъект-объектные отношения. Компонентами субъект-субъектного уровня организации являются педагог и учащийся; объектом выступают КМ физических процессов и явлений. С применением КМ формируются умения выбирать модели при описании физических систем, устанавливать границы применимости выбранной модели, планировать эксперимент, интерпретировать и оценивать его результаты;

2)  личностно ориентированный, используемый для организации процесса формирования осмысленных представлений о физических явлениях, процессах и законах. В соответствии с этим подходом осуществляется выбор учебного материала и способов его включения в деятельность учащихся в целях развития когнитивного и деятельностно-творческого компонентов личностно-смысловой сферы учащихся;

3)  системный, на основе которого осуществляется отбор и применение КМ в процессе обучения в целях формирования представлений о единой физической картине мира [8,9,10,11].

Принципы обучения

Названные подходы реализуются в следующих принципах:

ü принцип личностного целеполагания ученикаобразование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей. Данный принцип опирается на глубинное качество человека – способность к постановке целей своей деятельности. Самоопределение ученика по отношению к конкретному учебному вопросу обеспечивает ему возможность сформулировать для себя конкретные цели и задачи, в процессе реализации которых осуществляется индивидуальная образовательная деятельность: участие в выборе форм и методов обучения, в определении содержания и темпа занятий. Наибольший педагогический эффект достигается, если отобраны действительно необходимые и удовлетворяющие требованиям методики КМ, способствующие лучшему усвоению и пониманию учебного материала учащимися, а также выбору каждым из них индивидуального образовательного маршрута;