Создание банка компьютерных моделей как средства формирования представлений учащихся о физических процессах и явлениях, страница 5

·  графические элементы выполняются контрастно, чётко выделяются контуры и основные детали объектов;

·   скорость и количество предъявляемой информации регулируют, учитывая возможности оперативного сознания; рекомендуется фрагментарная (по смысловым частям) подача материала;

·   так как при восприятии плоскостного изображения кадра нарушается нормальный синтез ощущений и зрительная система затрудняется в оценке размеров изображённых предметов, в кадре необходимо сопоставлять новые объекты с уже известными учащимся;

·  число объектов в кадре: статических – до 5, динамических – не более 2 (например, не более двух шкал измерительных приборов);

·  учительский комментарий предпочтительнее дикторского;

·  для осмысленного целостного восприятия сложных объектов и схем необходимо упрощать их структуру по правилу инженерной психологии: предъявляется не более чем (7 ± 2) элемента, расположенных в 3 – 4 уровня;

·  необходимо разными изобразительными средствами выделять нестандартную для учащихся информацию, так как в силу свойств памяти мысленно наблюдаемые формы «подравниваются» со сходными стандартными;

·    важно задавать специальную установку на восприятие и степень усвоения материала (выделить, сравнить, объяснить, запомнить, высказать своё мнение и т.п.), потому что общая значимость воспринятого содержания зависит от уровня учебной мотивации учащихся;

·   необходимо специально подчёркивать и разъяснять условность моделей, образов объектов, не являющихся «экраногеничными» (например при изучении электромагнитных волн, элементарных частиц, потока энергии и др.).

При соблюдении перечисленных правил обеспечивается комфортность восприятия содержания и создаются условия для активной познавательной деятельности, что способствует формированию представлений об изучаемом физическом процессе или явлении [17,18].

Средством формирования представлений о физических процессах, явлениях и законах являются КМ, содержащиеся в банке KM, который является интерактивным приложением.

В результате анализасодержания образования по учебному предмету «физика» с точки зрения его доступности для восприятия учащимися и возможности возникновения у них представлений об изучаемых процессах и явлениях определены те физические процессы и явления, для формирования представлений о которых желательно применять компьютерные демонстрации в ходе обучения (приложение 1).

В результате поиска в Internet компьютерных программ, ЭСО и их анализа отобраны и классифицированы КМ, включённые в банк. Он структурирован в соответствии с темами учебной программы для общеобразовательных учреждений (приложение 2).

В процессе реализации проекта сформулированы основные методические правила применения КМ, направленные на формирование у учащихся осознанных представлений об изучаемых физических процессах и явлениях:

ü главная учебная цель – создание активной познавательной среды, необходимой для диалога учителя с  учащимися, эвристической беседы;

ü общая продолжительность демонстрации модели не должна превышать 1 – 2 минут, при этом её использование необходимо сочетать с применением других средств и видов учебной деятельности;

ü не следует замещать реальный демонстрационный эксперимент на уроке его компьютерной моделью, целесообразно их умелое сочетание с разделением характерных дидактических функций;

ü  содержание КМ должно быть проблемным, развивающим, обеспечивать выявление типичных затруднений, ошибок учащихся; оно должно быть оформлено с учётом психологических условий восприятия информации с экрана;

ü в КМ необходимо подчеркнуть теоретическую сущность изучаемого, его качественные (при необходимости – количественные) характеристики без погружения в детали;