Создание банка компьютерных моделей как средства формирования представлений учащихся о физических процессах и явлениях, страница 2

Анализируя электронные средства обучения (ЭСО) по физике, представленные на CD и в Интернете, обнаруживаем  отсутствие таких разработок, в которых КМ были бы систематизированы по разделам физики. Вследствие этого учитель, применяющий компьютер в процессе обучения, испытывает трудности при поиске нужной к уроку КМ. Если же подходящая модель найдена, то непосредственное её использование на уроке затруднительно в силу ряда обстоятельств:

ü  приложения, содержащие КМ, активизируются в режимах, не удобных для практического применения на уроке;

ü  для демонстрации фрагментов, которые содержат нужную на уроке информацию, приходится запускать всю программу; фактически приходится подстраивать ход урока под компьютерную программу, что не эргономично;

ü  требуется инсталляция всех программ и др.

Несомненно,  при любом количестве и качестве централизованно создаваемых образовательных программ, содержащих КМ, органичное их применение обеспечивается учителем. Компьютерные материалы включаются в урок как его необходимый компонент в соответствии с конкретной учебной целью, задачей. Поэтому системообразующими являются дидактические материалы, специально подобранные или изготовленные,а также целесообразно организованные самим учителем. Эти действия учителя способствуют достижению основной цели применения КМ созданию дидактически активной среды, способствующей формированию представлений о физических процессах и явлениях [5].

В то же время нельзя подменить все физические эксперименты их моделированными симуляциями. Если есть возможность демонстрировать видеозаписи натурных экспериментов, которые дают адекватное представление о реальном протекании физических явлений, то от использования КМ следует отказаться.

Таким образом, на основании результатов теоретических исследований, анализа опыта деятельности практиков и собственного опыта работы нами выдвинуты следующие предположения:

1)  применение КМ способствует формированию представлений о физических явлениях и положительно влияет на качество усвоения учебного материала;

2)  эффективный отбор и использование КМ возможны при наличии банка компьютерных моделей физических процессов и явлений.

В связи с этим существует необходимость создания интерактивного банка КМкак средства, облегчающего учителю отбор КМ, применение которых будет наиболее эффективным при формировании представлений учащихся о физических явлениях и процессах.

Цели и задачи

Целью образовательного проекта являетсясоздание банка компьютерных моделей как средства формирования представлений учащихся о физических процессах и явлениях.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1)  раскрыть сущность и содержание процесса формирования представлений учащихся о физических явлениях и процессах;

2)  осуществить анализ доступности содержания образования по учебному предмету «физика» для  его восприятия учащимися и последующего формирования у них представлений об изучаемых процессах и явлениях;

3)  составить перечень педагогических, психологических и технических требований, которым должны удовлетворять включаемые в банк компьютерные модели;

4)  выявить характер влияния виртуальных демонстрационных опытов на восприятие и понимание школьниками физических процессов, явлений и законов;

5)  осуществить отбор и группировку компьютерных моделей.

Участники проекта:

-  учащиеся 6 – 11 классов общеобразовательной школы;

-  учителя физики, администрация школы.

 Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный (2006/2007 уч.г.)

Функции этого этапа – диагностическая, проектная, организационная.

На данном этапе выполняется:

ü изучение литературы по теме проекта;

ü анализ современного состояния проблемы теоретического обоснования и практического применения компьютерных моделей на уроках физики;