Структурный анализ в решениях последовательных данных: Учебное пособие (Многовариантная алгоритмизация и применение сглаживающих фильтров. Теоретические основы структурного анализа), страница 27


ГЛАВА 3 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Технический анализ - совокупность методов прогнозирования движения рынка, основанных на математических, а не на экономических выкладках. Егоможно охарактеризовать как инструментарий структурного анализа, который используется для анализа и прогнозирования структуры реализаций данных, касающихся не только функционирования рынка, но и технических систем, и содержит методики настройки параметров используемых методов.

Технический анализ был создан для чисто прикладных целей, а именно – получения доходов при игре вначале на рынках ценных бумаг, а затем и на фьючерсных рынках. Очень многое из того, что сейчас именуется техническим анализом, вытекает из теории и основано на принципах, заложенных Чарльзом Доу, которого по праву называют прадедушкой технического анализа [47]. Все методы технического анализа поначалу создавались отдельно друг от друга и лишь в 70-ые годы были объединены в единую теорию с общей философией и основными принципами.

Технический анализ – это исследование динамики рынка, чаще всего посредством графиков, с целью прогнозирования будущего направления движения цен. Это определение было сформулировано в начале 80-х годов трейдером и аналитиком Джоном Мерфи [47]. Стивен Б. Акелис [48] дал определение технического анализа как метода изучения цен, главным инструментом которого служат графики.

Под терминами "динамика рынка" или "движение рынка" аналитики понимают три основных вида информации [46-53], характеризующих работу рынка: цена, объем и открытый интерес.

Ценой может быть как действительная цена товаров на биржах, так и значения валютных и других индексов (например, курс доллара по отношению к другим валютам, индекс грузовых перевозок).

Объем торговли (volume) – общее количество заключенных контрактов за определенный промежуток времени, например, за торговый день.

Открытый интерес (open interest) – количество позиций, не закрытых на конец торгового дня, или общее число не реализованных фьючерсных или опционных контрактов (т.е. не исполненных, не закрытых или с не истекшим сроком действия).

Не все три индикатора равноценны. Главный из них – цена. Ее изучение наиболее удобно и большинство специалистов ориентируются именно на нее. Объем торговли (торгов) и открытый интерес являются вторичными индикаторами, сравнимыми с лакмусовой бумагой. Объем традиционно изображается в нижней части биржевого графика. Каждый из объемов торговых сессий отмечается вертикальной чертой под соответствующими ценовыми показателями. Чем выше черта, тем больше объем торговли. Чем больше объем, тем выше заинтересованность участников рынка в данный торговый день. Вследствие этого аналитики делают такой вывод: при увеличении объема текущий тренд подтверждается, а при уменьшении становится возможным разворот тенденции.

С помощью анализа открытого интереса можно проверить правдивость предсказаний объема. Открытый интерес показывает, насколько интересен тот или иной контракт с долгосрочной точки зрения. Другими словами, насколько серьезно участники рынка воспринимают текущий тренд. Увеличение открытого интереса говорит о том, что сделки, заключенные в данный торговый день, были не только спекулятивными, но и хеджерскими, и большое число участников рынка не спешат закрывать свои позиции. Значит, текущий тренд еще силен. С другой стороны, при накоплении критически большого открытого интереса на рынке может произойти обвальный, катастрофический разворот, характеризуемый резким повышением объема торговли. Можно сказать, что увеличение объема торговли, должно подтверждаться достаточным открытым интересом. Для товарных рынков изменения открытого интереса носят ярко выраженный сезонный характер. Поэтому, наряду с его абсолютной величиной, необходимо располагать относительной величиной изменения этого показателя.

Технический анализ почти целиком основан на анализе цены и объема. Ниже дадим толкование различных ценовых полей, определяющих цену бумаг и объем торгов.