Основные архитектурно-конструктивные типы судов. Судовые перекрытия и их системы набора. Материал корпуса судна и способы соединения обшивки и набора. Конструкция палубных перекрытий сухогрузов, страница 19

Системы набора палубных перекрытий. Палубные перекрытия в средней части в зависимости от типа и размеров судна имеют поперечную или продольную систему набора. В оконечностях напряжения от общего изгиба малы, поэтому здесь применяют поперечную систему набора как наиболее технологичную.

На сухогрузных судах длиной 120м и более для непрерывной части расчетной палубы, как правила, применяют продольную систему набора. Суда меньшей длины могут иметь поперечную систему набора ВП. На судах с продольной системой набора ВП, как правило, НП имеют поперечную систему набора, поскольку напряжения от общего продольного изгиба в этом районе сравнительно небольшие.

Палубный настил. Сплошной палубный настил формируется из поясьев, составленных из листов, расположенных симметрично и параллельно ДП. Крайние, примыкающие к борту, поясья называются палубными стрингерами. По борту корпуса судна настил палуб часто формируется из поперечно расположенных листов.

Вырезы в палубах для грузовых люков, машинной шахты и другие, имеющие прямоугольные формы, располагают большей стороной вдоль судна и обязательно выполняют со скруглением углов (для уменьшения концентрации напряжений). Грузовыми люками настил палубы разделяется на  непрерывные части, идущие вдоль судна между  вырезами и ближайшим бортом, и прерывные связи, расположенные между вырезами по длине судна.  В обеспечении общей продольной прочности судна из палубных связей принимают участие только непрерывные части настила палуб и непрерывные продольные балки, расположенные на их ширине. Ослабление настила палуб малыми вырезами шириной менее 0,15В, расположенными в разных сечениях по длине судна, при расчете общей продольной прочности не учитывается. Количество вырезов в палубах должно быть минимальным.

Конструкция палубных перекрытий по поперечной системе набора.

Балками главного направления являются бимсы и полубимсы. На крупных судах пролеты бимсов очень велики, поэтому их подкрепляют продольными балками – карлингсами. Большие вырезы в палубе подкрепляют продольными и поперечными балками, положение которых согласовывают с бимсами и карлингсами.

Бимсы устанавливаются на каждом шпангоуте. В качестве материала для них обычно применяют катаные профили. Бимсы крепят к бортовому набору при помощи книц, имеющих отогнутый фланец. Кницы приваривают впритык к бимсу и шпангоуту. Торцы обыкновенных бимсов к шпангоутам не приваривают, и бимс присоединяют к шпангоуту только кницей. Такое соединение упрощает сборку отдельных секций на стапеле.

При пересечении с карлингсом, бимсы проходят через заранее выполненное отверстие в стенке карлингса и крепятся к ней с помощью книц или небольших бракет ( или привариваются стенкой к вырезу). В ДП, если в трюме предусматривается установка продольной полупереборки, бимсы опираются на эту продольную переборку и соединяются с ней так же, как и с карлингсом.

Полубимсы в районе больших вырезов устанавливают, как и бимсы на каждом шпангоуте. К борту их крепят с помощью книц, а к карлингсу – на бракетах.

Карлингсы представляют собой сварную тавровую балку. При назначении размеров карлингсов следует выбирать соотношение высоты и толщины стенки, а также размеры пояска такими, чтобы материал балки был наиболее эффективно использован.

Ширина свободного пояска не должна быть больше половины высоты стенки. Высоту стенки карлингса не рекомендуется принимать меньше 1/20 пролета. Это обеспечит всегда достаточную жесткость, необходимую для балки. При подборе размеров карлингса следует учитывать, что слишком высокая стенка уменьшает полезную высоту помещений, поэтому в этих случаях выгоднее увеличивать размеры пояска. В исключительных случаях утолщают присоединенный поясок палубы. Для устойчивости стенку карлингса по длине подкрепляют вертикальными бракетами – через две шпации.