Основные архитектурно-конструктивные типы судов. Судовые перекрытия и их системы набора. Материал корпуса судна и способы соединения обшивки и набора. Конструкция палубных перекрытий сухогрузов

Страницы работы

Содержание работы

Основные архитектурно-конструктивные типы судов

Архитектурно-конструктивный тип судна – это совокупность определенных архитектурных и конструктивных признаков, которые характеризуют конструкцию судна в соответствии с функциональным назначением судна как плавучего сооружения.

Архитектурные особенности судов обусловлены требованиями эксплуатации, надежности, экономики и эстетики.

Проектируя корпус судна, принимают во внимание только те характерные признаки, которые непосредственно влияют на прочность и надежность конструкции судна. К таким признакам относятся: количество, расположение и протяженность надстроек, положение машинно-котельного отделения по длине судна, число и степень раскрытия палуб,  установка внутренних бортов, продольных переборок, размеры и общая протяженность грузовых помещение, высота надводного борта.

Количество и протяженность надстроек. Все суда, за редким исключением, имеют носовую (баковую)  и кормовую (ютовую) надстройки.

При расположении МКО в середине над ним обычно предусматривают среднюю наиболее развитую надстройку. Суда с тремя надстройками называют трехостровными. Суда, имеющие две надстройки ( одноярусный бак и многоярусный ют) называют двухостровными. Одноостровное судно имеет одну надстройку: бак или ют.

На сравнительно небольших судах с целью обеспечения высоты кормовых помещений, компенсации потерянной кубатуры из-за устройства гребного вала приходится верхнюю палубу в корме приподнимать над носовой ее частью. Эти суда называют квартердечными. Суда, не имеющие надстроек называются гладкопалубными, а с надстройками по всей длине – судами со сплошными надстройками или шельтердечными.

Расположение МКО по длине судна. Сухогрузные суда традиционно имели МКО и развитую надстройку посередине длины. Такое расположение первоначально громоздких и тяжелых главных механизмов было необходимо. К тому же упрощалась дифферентовка судна, улучшалась обитаемость экипажа. Сравнительно малые размеры грузовых мест в то время и большая полнота корпуса не вызывали при укладке грузов значительной потери вместимости концевых трюмов.

В связи с заменой паровых машин компактными и сравнительно легкими двигателями внутреннего сгорания объемы  МКО в средней части оказались избыточными. Это позволило пересмотреть дислокацию МКО по длине судна и устранить недостатки, вызванные таким его расположением. К недостаткам грузовых трюмов с МКО в середине относятся: уменьшение вместимости кормовых трюмов из-за устройства туннеля гребного вала, увеличенные протяженность и масса валопровода. Кроме того, с переносом МКО в корму на сухогрузных судах освободилось наиболее удобное место для размещения груза внутри корпуса и на его палубе, что до 3% увеличило грузовместимость судна. Именно поэтому лесовозы, контейнеровозы, суда с горизонтальной обработкой и другие имеют МКО только в корме.

Однако кормовое расположение МКО не лишено недостатков. В частности, увеличивается расчетный изгибающий момент на тихой вроде, из-за сдвига центра тяжести перевозимых грузов в нос появляется значительный дифферент на нос при плавании с грузом и на корму при плавании  с балластом, что требует выделения дополнительных балластных цистерн за счет некоторого уменьшения грузовместимости судна. Компромиссным решением является промежуточное расположение МКО, когда к корму от него располагается один и реже два трюма. На некоторых крупнотоннажных судах с МКО в корме, кроме танкеров, наиболее развитую надстройку с ходовым мостиком для удобства обзора и управления располагают в носу.

Число и степень раскрытия палуб. Число палуб зависит прежде всего от рода перевозимого груза и типа судна. Однопалубными судами являются суда открытого типа ( контейнеровозы, лесовозы).  В палубах таких судов делаю большие вырезы под грузовые люки. Для того, чтобы увеличить площадь палубы, ослабленную большими вырезами, борт этих судов часто выполняют с развалом  до 12-150 от ДП на всей высоте или частично.

К однопалубным также относятся суда для перевозки навалочных грузов и наливные суда. В палубах судов для перевозки навалочных грузов также выполняются большие вырезы для грузовых люков. Палубы танкеров почти полностью закрыты, имеются только небольшие выреза для погрузки и выгрузки.

К многопалубным судам относятся суда с горизонтальной грузообработкой, которые предназначены для перевозки колесной техники и штучных грузов, погрузка и выгрузка которых производит накатом.

Универсальные сухогрузные суда, предназначенные для перевозки генеральных грузов, имеют обычно две палубы.

Высота надводного борта.  Высота надводного борта измеряется от так называемой палубы надводного борта до грузовой ватерлинии. На однопалубных судах таковой может быть только верхняя палуба. На судах с двумя и более палубами палубой надводного борта может быть или самая верхняя или вторая сверху непрерывная палуба, до которой доводятся все главные поперечные аварийные переборки.

Похожие материалы

Информация о работе