Основные архитектурно-конструктивные типы судов. Судовые перекрытия и их системы набора. Материал корпуса судна и способы соединения обшивки и набора. Конструкция палубных перекрытий сухогрузов, страница 18

Надстройки и рубки также имеют палубы, разделяющие эти конструкции по высоте на ярусы, а именно: палуба надстройки 1-го яруса, палуба надстройки 2-го яруса и т.д., считая вверх от ВП.

Расчетной называется палуба, представляющая верхний поясок эквивалентного бруса. Ею может быть или ВП, или палуба длинной средней надстройки.

Палубой надводного борта считается непроницаемая палуба, от которой вниз до ГВЛ измеряется надводный борт. Палубой надводного борта обычно является ВП, но может быть и вторая палуба, если вниз от нее до ГВЛ обеспечивается минимально допустимая высота надводного борта и запас плавучести.

Непроницаемая палуба, до которой доведены главные поперечные водонепроницаемые переборки, называется палубой переборок.

Палубные перекрытия выполняют следующие функции:

- верхняя палуба, палуба надводного борта, палуба переборок обеспечивают непроницаемость корпуса и надстроек;

- палубы служат для размещения и разделения по высоте перевозимого груза;

- ВП или палуба длинной средней надстройки является верхним пояском эквивалентного бруса, обеспечивая с другими продольными связям общую продольную прочность и жесткость корпуса судна;

- палубные перекрытия служат опорными конструкциями для бортов, переборок, которые в свою очередь служат опорами для палуб.

Палубные перекрытия имеют ряд конструктивных особенностей. ВП судов прежней постройки делались с криволинейной погибью и седловатостью. Однако при криволинейной форме поверхности ВП возрастает трудоемкость и стоимость изготовления секций. Поэтому в последние годы криволинейная поверхность палубы, в частности по ширине судна, заменяется тремя плоскостями,  из которых  средняя горизонтальная по ширине грузовых люков приподнята, а две боковые расположены наклонно к соответствующему борту. На некоторых судах для удобства размещения грузов на ВП погибь отсутствует. Аналогично обстоит дело и с седловатостью. Все чаще на новых судах ВП делают без седловатости, что упрощает постройку судна и размещение груза. Нижние палубы всегда проектируют без погиби, а часто и без седловатости.

Основное влияние на конструкцию палубных перекрытий оказывает конструктивный тип судна. В зависимости от наличия люковых вырезов, надстроек и рубок, вида груза, размещенного в трюмах и на палубах, конструкции палубных перекрытий существенно отличаются. Например, наливные суда имеют одну палубу с небольшими водонепроницаемыми горловинами,  а сухогрузные  суда с вертикальной погрузкой  - палубы с люками, расположенными один за другим по длине судна  и закрываемыми люковыми крышками. Ширина люков достигает 0,5-0,7 ширины судна и даже больше.

При ширине грузовых люков более 12м из-за деформации комингсов на волнении часто нарушается непроницаемость люковых закрытий. Кроме того, масса самих закрытий при большой ширине люков становиться излишней. Поэтому на судах большой длины (более150м) делают парные люки, расположенные в районе трюмов, кроме первого (носового), параллельно один другому и симметрично ДП. Имеются и суда с тройными люками. Ширина каждого из парных люков чаще всего 7-8 м, что позволяет обеспечить надежность закрытий и эффективное проведение грузовых операций без горизонтального перемещения груза в трюмах.

Длина грузовых люков универсальных сухогрузных судов достигает 14-18м. суда для насыпных грузов могут иметь грузовые люки практически по всей длине судна. Размеры грузовых люков на судах открытого типа принимают таким, чтобы подпалубные карманы, т.е. расстояние по длине от выреза до поперечной переборки не превышало 2-2,4 м, а по ширине до борта (наружного или внутреннего, если он установлен) составляло не более 1,2м.

Расчетные нагрузки. Открытие участки ВП испытывают нагрузку от вкатывающей на нее во время шторма забортной воды. Также на ВП действуют нагрузки от перевозимого груза, усилия от надстроек, рубок, механизмов и устройств, расположенных на палубе.