Основные архитектурно-конструктивные типы судов. Судовые перекрытия и их системы набора. Материал корпуса судна и способы соединения обшивки и набора. Конструкция палубных перекрытий сухогрузов, страница 14

К крайнему междудонному листу присоединяют скуловые кницы, соединяющие днищевой набор с бортовым. Существуют несколько вариантов оформления этого узла     (рисунок). Размеры скуловых книц выбирают конструктивно так, чтобы обеспечить крепление шпангоута к днищевому набору. Свободную кромку скуловой кницы подкрепляют приварным пояском или отогнутым фланцем. Отсутствие скуловой кницы на настиле второго дна позволяет без помех укладывать груз у борта в цилиндрической части корпуса. Для обеспечения достаточной поперечной прочности шпангоутной рамы профиль шпангоута усиливают, однако вес корпуса при этом не увеличивается, так как отсутствуют скуловые кницы.

РИС 9-8.10  8.11    8.12     Лазарев 8.8

59 Шапиро

Конструкция днищевых перекрытий по продольной системе набора

Продольная система днищевого набора на транспортных судах стала применяться в связи с увеличением размера судов и применением стали обладающей повышенными механическими свойствами. Эта система позволяет более рационально использовать наружную обшивку днища для повышения общей продольной прочности корпуса, применение же сталей с повышенными механическими свойствами приводит к значительному облегчению веса корпуса.

Балками главного направления при продольной систем являются продольные балки: вертикальный киль, днищевые стрингеры, продольные балки настала второго дна, днищевые продольные балки. Перекрестными связями являются сплошные флоры.

Днищевые продольные балки устанавливаются на расстоянии одной шпации. Продольные балки настила второго дна устанавливаются в плоскости днищевых продольных балок. В качестве продольных балок, в зависимости от размеров судна, применяют катаные или сварные тавровые профили. Продольные балки настила второго дна могут быть меньше по размерам чес днищевые балки. Опорами для продольных балок являются сплошные флоры, устанавливаемые через 5 шпаций или 3,6 м в зависимости от того, что меньше.

При пересечении со сплошными флорами продольные балки не разрезают. Для их прохода в стенке флоров делают вырезы различной формы в зависимости от профиля балки.

РИСУНОК .8.15   8.14  8.17   8.18  64   63

Более сложной является конструкция соединения продольных балок с водонепроницаемым флором, особенно в районе  монтажных стыков. Для удобства сборки продольные балки обычно разрезают. Для уменьшения концентрации напряжений в этих случаях концы балок и свободные кромки бракет делают с плавным изменением сечения (РИС 8.17). При использовании сталей повышенной прочности продольные балки пропускают через непроницаемые флоры, не разрезая. Стенки балки приваривают к флору. Непроницаемость флоров при этом обеспечивают обваркой профиля или приваркой специальных планок (рис 65)

Для устойчивости флоры подкрепляют ребрами жесткости в плоскости продольных балок. Вырезы для лазов и голубницы выполняют так же, как и в сплошных флорах при поперечной системе набора.

Вертикальный киль при продольной системе набора образует с горизонтальным килем и средним пояском настила второго дна основную балку. На киле флоры разрезаются и привариваются к нему. Часто на больших судах устанавливается туннельный киль. Вертикальный или туннельный киль подкрепляются с каждого борта поперечными доковыми бракетами расположенными одна от другой или от флора на расстоянии не более , м по вертикальному и не более одной шпации по туннельному. По ширине эти бракеты имеют размер одной шпации и соединяются с ближайшими к килю парами продольных днищевых балок (Рисун8.9 и 8.19). В результате соединения вертикального киля с ближайшими продольными балками  получается жесткая, достаточно прочная килевая балка, воспринимающая реакции кильблоков при постановке судна в док.

Для обеспечения устойчивости флоров устанавливаются днищевые стрингеры. В них, как и во флорах, прорезают лазы для доступа в отсеки междудонного пространства. В промежутках между широко расставленными флорами днищевые стрингеры для устойчивости подкрепляют бракетами или ребрами жесткости на каждом шпангоуте.