Методические указания по выполнению курсового проекта по предмету «Конструкция корпуса судна», страница 6

В последнее время в связи с ростом судов широкое применение нашли стали повышенного сопротивления (СПП). Применение этих сталей позволяет уменьшить вес корпуса, т.е. увеличить его грузоподъемность.

Однако применению СПП для того или иного судна должна предшествовать тщательная технико-экономическая проработка. Имеется целый ряд факторов, учет которых заставляет ограничить применение СПП для изготовления корпуса. Необходимо учитывать, что не все связи корпуса целесообразно выполнять из более прочного материала; это относится к связям, размеры которых устанавливаются из технологических соображений и из условий обеспечения необходимого запаса на износ и коррозию.

Применение СПП для судов грузоподъемностью до 2000т нерационально, так как это не позволяет получить выигрыш в весе. Для этих судов размеры основных связей корпуса выбирают из технологических соображений, и уменьшение их нерационально. Наконец, нельзя не учитывать тот факт, что СПП дороже, чем углеродистые, стоимость их обработки выше и их использование в судостроение не всегда дает ожидаемый экономический эффект.

Сталь, используемая в судостроении поставляется в соответствии с ГОСТ 5521-86 «Сталь свариваемая для судостроения», ГОСТ 380-71 «Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки и общие требования».

При выборе марки стали можно воспользоваться рекомендациями таблицы 2.1

Таблица 2.1 – Выбор материала корпуса

Длина судна, м

Марка стали

Верхний предел текучести Reн, МПа

Менее 120

120-160

160-200

Более 200

A, В, D, Е

А32, D32, Е32, F32

А35, D36, Е36, F36

А40, D40, Е40.F40

235

315

355

390

Для примера 1 в качестве материала корпуса выбираем сталь повышенного сопротивления 10ХСНД с пределом текучести 390МПа.

Для примера 2 в качестве материала выбираем сталь 3 с пределом текучести 235 МПа.


3 Расчет нормальной шпации и определение числа главных водонепроницаемых переборок

Нормальная шпация в средней части судна а, м рассчитывается по формуле

,                                                              (3.1)

Отклонения от нормальной шпации может быть допущено в пределах ± 25%.

Рассчитанная шпация округляется до стандартной, рекомендуется округлять расчетное значение в большую сторону.

Стандартные значения шпации – 400, 500, 550, 700, 750, 800, 850, 900, 950, 1000мм.

Шпация в форпике и ахтерпике не должна превышать 600мм.

При проектировании конструкции корпуса судна необходимо знать размеры грузовых помещений по длине судна для определения расчетной длины основных перекрытий, выбора системы набора, пролета балок и т.д. Длина трюмов равна расстоянию между поперечными переборками. Таким образом прежде всего необходимо определить общее число поперечных переборок. В соответствии с Правилами Регистра число поперечных переборок должно быть не менее указанного в таблице 3.1, в зависимости от длины судна и расположения машинного отделения (МО).

Таблица 3.1 – Общее число переборок

Длина судна, м

Общее число переборок

МО в средней части

МО в корме

До65

65-85

85-105

105-125

125-145

145-165

165-185

свыше 185

4

4

5

6

7

8

9

по согласованию с «Регистром»

3

4

5

6

6

7

8

по согласованию с «Регистром»


Пример выполнения задания 1

Нормальная шпация в средней части судна а, м рассчитывается по формуле

                                                               (3.1)

В соответствии с таблицей 3.1 – число поперечных переборок на моем судне равно – 7.

Пример выполнения задания 2

Нормальная шпация в средней части судна а, м рассчитывается по формуле

                                                               (3.1)

В соответствии со стандартными значениями принимаю шпацию а =0,7м