Методические указания по выполнению курсового проекта по предмету «Конструкция корпуса судна», страница 3

Исходные данные для примера 2.

Тип судна                                                    Универсальный сухогруз

Длина судна, L                                                       90 м

Ширина судна, В                                                  12,5 м

Высота борта, D                                                    7,2 м

Осадка, d                                                                6,0 м

Скорость, v                                                              15 узл      

Район плавания                                                     Ограниченный 1

Расположение МО                                                Кормовое  


Основы проектирования

1 Выбор системы набора корпуса судна

В данном разделе необходимо выбрать и обосновать систему набора для корпуса судна.

Различное сочетание поперечных и продольных балок набора перекрытий образуют ту или иную систему набора. Если усилия, действующие на перекрытия, передаются при помощи балок его набора, главным образом на продольные связи ( борта, днища, палубы), обладающие большой жесткостью в своих плоскостях, то такую систему набора называют поперечной; если усилия передаются на поперечные переборки, то такую систему набора называют продольной.

Это, так называемый, силовой признак классификации систем набора, предложенный И.Г.Бубновым.

Формальный признак классификации определяет систему набора в зависимости от ориентации большинства балок. Если в пределах перекрытия балки расположены в основном поперек корпуса судна, система набора считается поперечной и, наоборот, продольной, если балки расположены вдоль корпуса. Однако на сильно вытянутых участках палубных перекрытий вдоль широких грузовых люков формальный признак классификации может оказаться ошибочным.

Третий признак классификации определяет систему набора безошибочно по ориентации пластин обшивки (настила), расположенных между двумя парами параллельных смежных балок. Если прямоугольная пластина вытянута поперек корпуса, система набора называется поперечной. Если пластина вытянута вдоль судна, система набора считается продольной. Если пластина оказывается квадратной или близкой к ней по форме, система набора называется клетчатой.

Под комбинированной системой набора понимают сочетание продольной и поперечной системы набора на одном судне или в пределах одного перекрытия.

Поперечная система набора была принята на первых стальных судах и до сих пор ее применяют на малых судах, а также на некоторых перекрытиях средних и крупных судов. Поперечная система набора сравнительно проста по конструкции, эффективна в работе перекрытия под действием поперечной нагрузки, технологична. Органическим недостатком поперечной системы набора являются низкие эйлеровы напряжения, которые для пластин верхней палубы и днища часто оказываются меньше допускаемых сжимающих напряжений даже в обычном эксплутационном режиме плавания. Кроме того, поперечная система набора имеет еще один существенный недостаток: из-за поперечной усадки угловых сварных швов в тавровых соединениях получается и со временем увеличивается прогиб пластин.

Устранить отрицательное влияние сварочных деформаций на устойчивость пластин можно только заменой поперечной системы набора продольной. При продольной системе набора сварочные деформации не устраняются, а изменяется на 900 ориентация пластин, что в значительной мере нейтрализует отрицательное влияние усадки сварных швов. Другое преимущество продольной системы набора – высокие эйлеровы напряжения. Это позволяет обеспечить устойчивость пластин даже тогда, когда с целью уменьшения массы в конструкции использована сталь повышенной прочности.

Следует также остановиться на некоторых недостатках продольной системы набора:

- при продольной системе набора устанавливается высокий рамный набор, загромождающий внутренние объемы. Поэтому ее применение оказывается целесообразным на судах, перевозящих жидкие и сыпучие грузы;