Методические указания по выполнению курсового проекта по предмету «Конструкция корпуса судна», страница 4

- при продольной системе набора снижается работоспособность и надежность конструкции в узлах пересечения продольных балок с водонепроницаемыми флорами и поперечными переборками. Вследствие концентрации напряжений, обусловленных при растяжении конструктивными, технологическими сварочными дефектами, в узлах соединения продольных балок часто появляются усталостные напряжения в виде трещин;

- кроме того, с технологической точки зрения продольная системе набора сложнее, чем поперечная из-за большого числа отверстий в поперечном наборе и мелких деталях крепления продольного набора к поперечному.

Комбинированная система набора получила широкое распространение в современном судостроении. Ее применение стало возможным благодаря широкому внедрению строительной механики при проектировании корпусных конструкций. Рассмотрим несколько вариантов ее применения:

1 Днище и верхнюю палубу набирают по продольной системе набора, а борта и нижние палубы – по поперечной. В этом случае считают, что корпус средней части судна набран по комбинированного системе набора. Смысл применения такой комбинации различных систем набора заключается в том, что днище и верхняя палуба при общем продольном изгибе испытывают наибольшие растягивающие и сжимающие напряжения на волне. Поэтому для увеличения момента сопротивления эквивалентного бруса, а также для обеспечения устойчивости пластин днища и верхней палубы при общем продольном изгибе для этих перекрытий целесообразно применять продольную систему набора.  Борта и нижние палубы расположены ближе к нейтральной оси, поэтому степень их участия в общем продольном изгибе меньше, чем верхней палубы и днища. В то же время борта и нижние палубы испытывают большие поперечные и местные нагрузки, поэтому эти перекрытия целесообразнее набирать по поперечной системе набора.

2 Средняя часть судна набирается по продольной (или комбинированной) системе набора, а оконечности – по поперечной. В этом случае считают, что корпус в целом набран по комбинированной системе набора. Такая комбинация систем набора – следствие того, что максимальный изгибающий момент расположен в районе мидель-шпангоута и сохраняет большие значения в средней части судна., а к оконечностям резко падает до нуля. Вследствие этого оказывается рациональным всю среднюю часть судна, воспринимающую наибольший изгибающий момент, набирать по продольной системе набора. Известно, что носовая оконечность подвержена значительным местным нагрузкам и требует повышенной прочности. Удары, воспринимаемые носовой оконечностью днища, когда судно испытывает килевую качку при сильном волнении, создают большие динамические усилия. Большие динамические и вибрационные нагрузки передаются кормовой оконечности от работающих гребных винтов и рулей. Поэтому в оконечностях как с точки зрения обеспечения местной прочности, так и в технологическом отношении целесообразно применение поперечной системы набора.

3 При проектировании верхней палубы сухогрузных судов, имеющих большие вырезы в диаметральной плоскости под грузовые люки, участки палубы средней части судна от борта до линии больших вырезов набирают по продольной системе набора, а участки палубы между вырезами люков, а также оконечности палубы набирают по поперечной системе набора. Таким образом, палуба в целом набирается по комбинированной системе набора. Применение таких сочетаний различных систем набора оказывается рациональным по следующим соображениям.

Участки палубы от борта до линии больших вырезов – непрерывные продольные связи, воспринимающие усилия от общего продольного изгиба. Эти участки, естественно, набирают по продольной системе набора. Участки палуб между люками почти не воспринимают усилий от общего продольного изгиба, поэтому их части набирают по поперечной системе набора.

Факторы, влияющие на выбор системы набора.