Методические указания по выполнению курсового проекта по предмету «Конструкция корпуса судна», страница 5

1 Назначение, размерения, архитектурно-конструктивный тип судна. Эти факторы, характеризующие индивидуальные особенности судна, позволяют выбрать для судна наиболее рациональную систему набора. Так на судах до 100м предусматривается поперечная система набора для всех перекрытий. Поперечная системе набора также применяется на днищевых перекрытиях и перекрытиях верхних палуб сухогрузных судов до 120м и наливных судов до 80м. для бортовых перекрытий поперечная система набора применяется при длине судна до 180м.

2 Район расположения перекрытий. В середине судна на длине 0,4L у сухогрузных и на длине грузовых танков у наливных судов принятая система набора одноименных перекрытий сохраняется. На длине форпика и ахтерпика перекрытия почти всех судов имеют поперечную систему набора.

3 Механические свойства сталей. Применение сталей повышенной прочности(СПП) в судостроении позволяет значительно уменьшить массу конструкций. Однако продольные связи корпуса из СПП, особенно связи  верхней палубы и днища, сжимаются более высокими напряжениями, чем при обычной углеродистой стали. Требование устойчивости  продольных элементов конструкции становится определяющим. Рациональное использование СПП возможно лишь при продольной системе набора сжимаемых перекрытий. Применение СПП и поперечной системе набора в конструкции ВП и днища несовместимы.

4 Условия эксплуатации судов. Суда, эксплуатирующие в ледовых условиях, подвергаются значительным ледовым нагрузкам, имеющим, как правило, локальный характер. С целью разнесения ледовой нагрузки на большую площадь перекрытий целесообразно применение поперечной системы набора для бортовых перекрытий. Аналогично для судов, швартующихся в море, конструкция борта усиливается и выполняется по поперечной системе набора.

Для примера 1 выбираем комбинированную систему набора, то есть днище и палубу набираю по продольной системе набора, а борт – по поперечной..

Для примера 2 выбираем поперечную систему набора для всех перекрытий корпуса.


2 Выбор марки материала для основных связей корпуса

В данном разделе необходимо выбрать материал для корпуса судна.

Углеродистые и низколегированные стали – основной конструкционный материал для морских судов.         Конструктивные требования у судокорпусным сталям обусловлены условиями и особенностями работы конструкций корпуса под действием различных нагрузок во время эксплуатации, продлением сроков навигации и повышением эффективности использования транспортного флота, ростом размеров судов, всемерным снижением металлоемкости конструкций, трудовых и энергетических затрат.

Судокорпусные стали характеризуются комплексом механических свойств (статическая и динамическая прочность, ударная вязкость и твердость, упругость, пластичность и др.), технологических свойств (свариваемость, термообрабатываемость и др.), эксплутационно-экономических характеристик (стойкость  к износу и коррозии, стоимость и др.). Требования должного качества корпусных сталей обусловлено главным образом стремлением избежать хрупких разрушений конструкций не только в условиях нормальной эксплуатации, но и в случае возможных перегрузок. Для этого материал корпуса не должен быть чувствительным к неизбежным конструктивным и технологическим концентраторам напряжения.

Качество стали определяется химическим составом, композицией элементов, способом производства и внутренней структурой. Поэтому Правила Регистра предъявляют строго определенные требования к химическому составу, механическим свойствам конструкционных сталей, методу раскисления, термической обработке при их изготовлении.

По прочностным свойствам стали для корпусных конструкций подразделяются на стали нормальной прочности с пределом текучести не менее 235МПа и стали повышенной прочности трех категорий: с гарантированным пределом текучести 315, 355, 390МПа.