Разработка САПР: Методические указания к лабораторным работам, страница 9

Процесс проектирования, изображенный на рис.1 является итеративным процессом. Сначала применяется стратегия “сверху-вниз”, а затем полученная модель уточняется в соответствии с имеющимися ресурсами при помощи стратегии “снизу-вверх”. То есть, используется стратегия “встречной волны”. Такая стратегия видится вполне приемлемой, так как она позволяет остаться в рамках намеченной концепции изделия и, в то же время, учитывает возникающие сложности при проектировании.

Использование моделей представления данных

в разрабатываемой САПР.

В разрабатываемой подсистеме САПР могут быть использованы различные модели представления данных, например, такие  как продукции, фреймы, сценарии.

Продукции традиционно используются в экспертных системах. Поэтому, эту модель данных в рассматриваемой работе следует использовать при анализе результатов машинного эксперимента. В продукциях будут находиться знания экспертов, заложенные в экспертной системе.

Фреймы можно использовать при хранении данных в базе данных. В этом случае, облегчается процесс структурирования хранящихся данных, что, в конечном счете, при ведет к большей эффективности работы базы знаний САПР.

При разработке интеллектуального интерфейса САПР, следует учитывать различные действия пользователя на запросы системы. Здесь очень пригодятся сценарии. С помощью этой модели данных можно организовать интерфейс таким образом, чтобы вероятность сбоя системы или неправильного понимания действий пользователя была минимальна.

Замечание. Необходимо отметить, что “цель” формируется в процессецелеполагания, который может основываться на “дереве возможностей” (морфологический анализ), “дереве функций” (когда цель функция), “дереве противоречий”( когда целью является устранение недостатков изделия-прототипа) и другие.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.

Категориальный анализ и семантические сети в процессе

 моделирования “текущего положения дел”. (4 часа).

1. Цель работы.

1.1. Часть 1. На основе методов категориального анализа осуществить  выбор наиболее значимых для данной конкретной ситуации категориальных понятий и построить соответствующие таблицы.      (2 часа).

1.2. Часть 2. На основе выбранных категориальных  понятий сформировать когнитивно-ориентированную иерархию семантических сетей, являющуюся моделью “текущего положения дел”. (2 часа).

2. Отчет должен содержать:

Часть 1.

1. Краткое описание  процесса  выбора  категориальных    понятий с ориентацией на комплекс категорий Р. Декарта и Дж.Локка.

2. Таблицы “субстанции - атрибуты”.

3. Таблицы “субстанции -  отношения”.

4. мотивации выбора каждого “диссонирующего звена”.

Часть 2.

1. Графическое  изображение  когнитивно - ориентированной иерархии  семантических  сетей.

2. Анализ сформированной структуры.

3. Практические выводы, касающиеся предстоящей деятельности.

3. При выполнении работы следует ориентироваться на материал учебного пособия стр.30-39.

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ

РАБОТЫ  № 4.

Базовый уровень иерархии семантических сетей.

Выбор категориальных понятий.

Основным категориальным понятием в проектируемой здесь деятельности является пользователь, который является активным мыслящим субъектом, диктующим свою волю. Объектом, на который направлено действие субъекта является проектируемая система автоматизированного проектирования (САПР). В функции САПР входит интерфейс с пользователем и обработка порождаемых в процессе взаимодействия пользователя с САПР знаний. Основным элементом, через который пользователь взаимодействует с САПР являются когнитивные структуры пользователя. Именно на поддержку этих структур и направлена деятельность САПР. Инструментом, с помощью которого САПР воздействует на когнитивные структуры пользователя будем считать интерактивную компьютерную графику. Ранее была показана эффективность графики перед простым символьным представлением данных. Проектируемая здесь система является системой с памятью, поэтому необходимо такое понятие, как база знаний. Здесь происходит накопление результатов работы САПР, различной вспомогательной информации, опыта пользователя.