Разработка САПР: Методические указания к лабораторным работам, страница 22

Рис.1. Альтернатива 1.

Получили интеллектуальную систему.

Рис. 2. Альтернатива 2.

Получили обрабатывающую систему.

На основе требования экспертов о максимальной настроенности САПР на субъекта выбираем первую альтернативу. Если эксперт будет чувствовать дискомфорт при работе с САПР, то даже математические возможности САПР не заставят его прибегать к услугам САПР.

Выбранная цель.

Интеллектуальный интерфейс;

Восприятие вербальной информации.

Сценарий достижения цели.

1.  Изучить поведенческие гештальты пользователя.

2.  Изучить требования пользователя к САПР.

3.  Изучить возможные варианты общения пользователя с САПР.

4.  Изучить основные понятия проблемной области.

5.  Реализовать целесообразную схему поведения САПР при возможных сценариях поведения пользователя.

6.  Обеспечить выполнение всех требований пользователя.

7.  Обеспечить возможность общения пользователя с САПР на естественном языке.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7.

Когнитивное структурирование проектной деятельности

на основе метамодели К. Поппера.

(2 часа).

1. Цель работы.

1.1. Обрести практические навыки когнитивного  структуриро-вания деятельности при создании интеллектуальных САПР.

1.2. Научиться применять схему “10 шагов” К.Поппера в процессе структурирования деятельности по созданию подсистем САПР.

1.3. Обрести навыки использования  когнитивных  моделей П.Жане, Э. Клапареда, К. Левина.

2. Отчет должен содержать:

2.1. Представление вашей деятельности по созданию подсистемы  САПР  в виде схемы “10 шагов” К.Поппера.

2.2. Схему соответствия каждого шага  сопоставить конкретной когнитивной модели из числа известных с соответствующим обоснованием.

2.3. Краткое описание процесса использования каждой модели на конкретном шаге.

3. При выполнении работы следует ориентироваться на материал учебного пособия стр.62-80.

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ

РАБОТЫ  № 7.

Шаг первый. "S пытается понять P".

На этом шаге мы пытаемся понять почему возникла необходимость в новом изделии, какое оно должно быть.

Изучить явление можно исходя из текущей парадигмы в проблемной области. Здесь можно подключить парадигмальную модель. С помощью этой модели мы ответим на все поставленные выше вопросы. Т.е. исходя из фундаментальных блоков мы выясняем наши интересы и возможности по решению проблемы, а затем и цели. Таким образом мы выясняем образ будущего изделия.

Понять явление можно также путем проведения экспериментов над объектом явления. Используя модель Э. Клапареда мы можем попытаться выяснить когнитивную составляющую, интересы, цели, ценности и возможности изучаемого субъекта.

При использовании парадигмальные модели  мы получаем цели и сценарии достижения целей. Таким образом мы формируем образ будущей САПР.

Используя модель Э. Клапареда мы выходим на факт отсутствия соответствующей САПР. Эта САПР существует только в воображении субъектов, которым САПР необходима. Т.е. применяя модель Э. Клапареда  мы выявляем будущий образ САПР.

В проделанных ранее работах уже использовалась парадигмальная  модель В результате получилась САПР, основной чертой которой является максимальная подстроенность под пользователя, буквально к таким же результатам привело использование модели Э.Клапареда.

Шаг второй. "S пытается думать об альтернативах P".

На данный момент мы имеем образ будущего изделия. Чтобы обеспечить наилучшую реализацию его функций, необходимо рассмотреть все возможные альтернативы. Для такого вида деятельности подходит модель Ж.Пиаже. Данная модель помогает выявить различные альтернативы будущего изделия, причем возможны ситуации, когда получаемая альтернатива не могла возникнуть в уме проектировщика. Альтернативы генерируются путем изменения ценности какой-либо будущей функции изделия. Таким образом получаются альтернативы с различной степенью реализации функций.