Разработка САПР: Методические указания к лабораторным работам, страница 21

3.  САПР должна работать с информацией различного рода определенности и достоверности.

4.  САПР должна максимально использовать аппарат математической поддержки.

5.  САПР должна быть максимально обеспечена объективной информацией.

Средства.

1.  Математические зависимости величин проблемной области.

2.  Компьютерная поддержка.

3.  Доступ к объективной информации по проблемной области.

4.  Доступ к знаниям экспертов проблемной области.

5.  Методики проектирования.

6.  Аппарат интерактивной компьютерной графики.

Интересы.

1.  Необходимо, чтобы субъект нуждался в САПР.

2.  Необходимо, чтобы субъект видел в САПР продолжение своих когнитивных структур.

3.  Необходимо, чтобы САПР учитывала психологические особенности субъекта.

4.  Необходимо, чтобы САПР умела преподносить результаты своей работы пользователю с помощью интерактивной компьютерной графики.

5.  Необходимо, чтобы САПР могла любую информацию представлять в виде математических структур.

6.  Необходимо, чтобы САПР имела достаточно средств для обработки математических структур.

7.  Необходимо, чтобы САПР могла убедить субъекта в своих выводах.

8.  Необходимо, чтобы САПР могла легко предоставить субъекту необходимую справочную информацию.

Возможности.

1.  Имеется возможность облегчить труд проектировщика посредством использования компьютерной техники.

2.  Имеется возможность изучить психологию субъекта не только  используя литературные источники.

3.  Имеется возможность использовать аппарат интерактивной компьютерной графики для помощи субъекту.

4.  Имеется возможность преобразовывать используемую информацию в математические структуры.

Цели.

1.  Обеспечить создание в САПР интеллектуального интерфейса.

2.  Обеспечить представление данных в виде интерактивной компьютерной графики.

3.  Обеспечить возможность математической обработки данных.

4.  Обеспечить возможность преобразования нематематической информации в математическую.

5.  Обеспечить накопление опыта экспертов.

6.  Обеспечить интуитивный доступ к справочной информации.

Поведенческие гештальты.

1.  Использование методик интеллектуального интерфейса.

2.  Представление математических зависимостей в виде двух- или трехмерных картинок.

3.  Использование методов статистики.

4.  Использование аппарата нечетких множеств.

5.  Построение экспертной системы.

6.  Использование современных методик построения справочных систем.

Выбор доминирующих целей.

Рассмотрим две альтернативы, полученных с помощью модели Пиаже (рис.1, рис.2).

Рис.1.  Альтернатива  1.

 

Хорошо

настроенная

САПР

 

Возможность

обучения

работе

с САПР

 

Понимание

осн. принципов

проблемной

области

 

Пользователь

использует

естественный

язык

 

Обнаружение

необычных

ситуаций

 

Визуализация

математических

зависимостей

 

Сценарии действий

Экспертная система

 

Справка

по САПР

 

Используется

для понимания

проблемной

области

 

Преобразование

вербальной  и

ИКГ-информации

в математическую

 

Поиск математических

аналогий

Поиск экстремумов

 

Звуковые

мультфильмы