Разработка САПР: Методические указания к лабораторным работам, страница 28

Подбор понятий под неиспользованные категории.

Чтобы рассмотреть и другие еще не использованные категории Канта, попытаемся подобрать дополнительные понятия из рассматриваемой проблемной области. В табл.4 и табл.5 описаны эти понятия, а в табл.6 сделан переход к категориям Канта.

Таблица 4.

СУБСТАНЦИЯ

АТРИБУТЫ

Идеальная САПР

максимально настроенная на пользователя;

идеально оперирующая информацией

Красота  ИКГ - мультфильма

вызывающая у пользователя ассоциации

Исходные данные

математические зависимости;

начальные значения величин

ИКГ - параметры мультфильма

экстремальные значения;

средние значения

ИКГ- громкость мультфильма

выражающаяся в децибелах

Таблица 5.

СУБСТАНЦИЯ

ОТНОШЕНИЕ

СУБСТАНЦИЯ

Идеальная САПР

является эталоном для

САПР

Красота ИКГ -

 мультфильма

присутствует в

различной степени у

ИКГ - мультфильм

Исходные данные

есть у каждого

Машинный эксперимент

ИКГ - параметры

 мультфильма

соответствуют

Идеальные ИКГ -

параметры

ИКГ - громкость

 мультфильма

не должна быть слиш-ком высокой для

Пользователь

Таблица 6.

СУБСТАНЦИЯ

вид

 категории

группа

категории

категория

Идеальная САПР

динамическое

отношение

присущность

Красота ИКГ- мультф.

динамическое

модальность

необход-сть

Исходные данные

математическое

качество

реальность

ИКГ - параметры мультф.

математическое

качество

отрицание

ИКГ - громкость мультф.

математическое

качество

ограничение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Представленный в  методическом пособии комплекс лабораторных работ расчитан на один семестр. Лабораторные работы проводятся параллельно с чтениями лекций и практическими занятиями. В процессе выполнения работ наблюдается явно выраженная зависимость успешности освоения материала от степени “вхождения” студентом в проблемную область. Последнее во многом зависит от результатов практики и заинтерисованности студента в решении поставленных перед ним задач. Проблема концептуального проектирования сложна сама по себе, что порождает определенную сложность схем рассуждений, которые проводит студент в процессе лабораторного практикума. Умение системотехника вести подобные рассуждения во многом определяет будущую жизнеспособность создаваемых САПР.

Примеры лабораторных работ выполнены студентом гр.САПР-52 Исаевым П.И. Их отличает глубокое вхождение в тематику и самостоятельность, проявленная в трактовке результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлов Л.А. Основы методологии разработки в  САПР: Учебное пособие/ Алт. политехн. ин-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Б.и., 1991. - 100 с.

2. Козлов Л.А. Когнитивное моделирование на ранних стадиях проектной деятельности: Учебное пособие/ Алт. гос.техн. университет им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1999.  - 116 с.

3. Таленс Я.Ф. Работа конструктора.-Л.: Машиностроение, 1987. - 260 с.

4. Норенко И.П. Принципы построения и структура САПР.-М.: Высшая школа, 1986. - 272 с.

5. Козлов Л.А., Козлова Н.В. Категориальный анализ  и когнитивное моделирование в процессе обучения целеполаганию: Сб. научн. трудов международной научно-практической конференции “Проблемы и перспективы многоуровневой подготовки специалистов”. Барнаул, 1996. - С. 75 - 83.

ПРИЛОЖЕНИЕ  (к  лабораторной  работе   № 8).