Разработка САПР: Методические указания к лабораторным работам, страница 23

В проделанных ранее работах с помощью модели Пиаже было выявлено две альтернативы проектируемой САПР. В первой САПР представляла собой систему, задачей которой ставилось максимальное сращивание когнитивных структур пользователя с САПР. Вторая альтернатива имела мощные функции обработки информации.

Шаг третий. "S пытается думать о критических оценках P".

На этом шаге мы пытаемся оценить полученные альтернативы. Делается это путем вывода следствий из альтернатив и оценки результатов этих следствий. Здесь сама собой напрашивается модель Пиаже. Дело в том, что в процессе работы модели текущая цель в совокупности с ее ценностью подвергается процессу генерирования следствий. Следствия затем оцениваются и получается некоторый результат. Комплекс таких результатов и позволяет критично судить об альтернативе. Т.е. модель реализует схему "псевдоиндукции", которая и занимается критикой частных решений.

Проектируемая САПР в соответствии с сформированным образом должна быть максимально настроена на пользователя. Это и использовалось при выборе наилучшей альтернативы в проделанных ранее работах.

Шаг четвертый.  "S  предлагает  экспериментальную проверку P".

На этом шаге выбранная альтернатива исследуется на предмет соответствия определенным требованиям. Исследование происходит при помощи эксперимента. Здесь можно использовать модели П.Жане, Э.Клапареда и К.Левина. Эти модели исследуют природу воздействия субъекта на объект и таким образом выясняют результаты эксперимента.

Модель П.Жане следует применять когда объект требуется привести в какое-либо состояние. Субъект воздействует на объект, оценивает результаты и на основе их опять воздействует до тех пор, пока воздействие будет иметь смысл. Например, процесс разработки САПР можно отразить следующей схемой (рис.1):

Рис.1. Демонстрация работы модели П.Жане.

Модель Э.Клапареда больше подходит для исследования изделия "на предел возможностей". Среда воздействует на субъект. Воздействие проходит через внутренние структуры субъекта, вызывая изменение реализации основной цели субъекта, тем самым нарушая баланс между субъектом и средой. Субъект, стремясь восстановить баланс, реагирует на среду. При разработке САПР модель Э.Клапареда можно использовать для оценки устойчивости выполнения функций САПР. Если какая-либо функция САПР начинает работать нестабильно при вводе экстремальных исходных данных, то возможно следует пересмотреть цель функции.

При использовании модели К.Левина процесс воздействия субъекта на объект рассматривается в качестве некой системы, структура и динамика которой определяются поведением субъекта. Эта модель может быть полезна при системном подходе к воздействию субъекта на объект.

Шаг пятый. "S пытается аксиоматизировать P".

Построив или получив экспериментально образ будущего изделия мы проверяем удовлетворяет ли он аксиомам текущей парадигмы проблемной области. Частное пытаемся привести к общему.

Здесь уместно опять использовать парадигмальную модель, т.к. в ней обозначены все составляющие текущей парадигмы, аксиомы в том числе. Механизм проверки следующий. Мы берем аксиомы из первого фундаментального блока и проверяем полученный образ в свете этих аксиом.

Сформированный нами образ интеллектуальной САПР удовлетворяет всем аксиомам, выработанным ранее в работах. Но аксиома "Когнитивные структуры человека на данный момент до конца не изучены", возможно забытая в проделанных ранее работах, вступает в конфликт с полученным нами образом САПР.

Шаг шестой. "S пытается вывести P из Q".