Экономия топливо-энергетических ресурсов. Пути повышения эксплуатационных показателей автомобильных шин. Организация ТО и ремонта автомобилей в отрыве от основных баз, страница 9

Ежегодно в Казахстане от автомобильного транспорта с отработанными газами в атмосферный воздух поступает до 3 млн. тонн загрязняющих веществ. Для перевозки этого объема потребовалось бы 37,5 тысяч железнодорожных вагонов или 750 полновесных маршрутных поездов.

В ряде городов республики автотранспорт является основным загрязнителем окружающей природной среды. В Алма-Ате доля выбросов вредных веществ, приходящихся на автомобильный  транспорт, составляет около 78%, в Талды-Кургане, Кокчетаве, Кустанае, Атырау соответственно 60,65,72 и 88%.Таким образом, в основном автотранспорт создает напряженную экологическую ситуацию. Загрязнение воздушного бассейна крупных городов особенно характерно на перекрестках, где автомобили стоят в ожидании разрешающего сигнала светофора, а их двигатели работают в режиме холостого хода.

Отработанные газы автомобильных двигателей содержат не менее 200 химических соединений, которые поступают в атмосферу в газообразном состоянии или в виде аэрозолей. Многие из них токсичны (окись углерода, углеводороды, альдегиды, сажа, соединения свинца, окислы азота, серы и т.д), а отдельные обладают канцерогенными свойствами (бенз(а)пирен).

Особая опасность перечисленных выбросов автомобилей объясняется рядом причин.

Во-первых, автомобильный транспорт концентрируется в местах с высокой плотностью населения (городах, промрайонах и т.д.).

Во-вторых, автомобили выбрасывают вредные вещества в самые нижние слои атмосферы, где протекает основная жизнедеятельность человека и где условия для их рассеивания являются наихудшими.

В-третьих, токсичные компоненты отработанных газов автомобилей под воздействием солнечной радиации вступают в реакции между собой, образуя новые химические соединения фотооксиданты, превосходящие по токсичности исходный материал.

На токсичность и дымность отработанных газов двигателей влияют различные факторы. Это температура и давление атмосферного воздуха, профиль дороги и состояние его покрытия, организация движения, навыки движения транспортным средством, конструктивные особенности двигателя, вид и качество применяемого топлива и т.д.

Важную информацию об экологической опасности автомобильного транспорта дают оценки условных выбросов его вредных веществ в атмосферу, которые получают умножением абсолютных выбросов на коэффициент опасности или токсичности загрязняющих веществ.

Таблица № 1.

Приоритет по абсолют выбросам

Наименование вещества

Выброс тыс.т.

ПДК мг/м3

Коэффиц опасн

Услов выброс тыс.т.

Приоритет опасности

1.

Оксид углерода

10319

3,0

0,3

3096

4

2.

Диоксид азота

1825

0,04

25

46625

1

3.

Углеводороды

1543

1,5

0,7

1080

7

4.

Диоксид серы

244

0,05

20

4880

3

5.

Сажа

58

0,05

20

1160

6

6.

Свинец

5,6

0,0003

3333

18665

2

7.

3,4 бенз(а)пирен

0,0023

10

10

2300

5

Как видно из таблицы, по объему лидирует СО, однако по экологической опасности приоритет у диоксида азота и свинца.

Токсичные компоненты отработанных той автомобильных двигателей создают опасность для здоровья людей, являются причиной распространения различных заболеваний, в том числе раковых. Наиболее безвредный из них углекислый газ, но дышать-то им нельзя и при значительных его концентрациях в атмосфере человек становится вялым, сонливым, работоспособность его падает (вспомните свое состояние после нескольких часов пребывания в закрытых многолюдных помещениях). Ответственен углекислый газ и за то, что экологи сейчас называют "парниковым эффектом".

Наибольший удельный вес в загрязнении окружающей среды приходится на окись углерода (угарный газ). Попадая в организм человека он вызывает его отравления. Малые дозы вызывают, головную боль, удушье, потерю сознания, при более больших дозах возможен смертельный исход.

Оксиды азота также вызывают отравление организма. Кроме того, окислы азота добираются до защитных озонового слоя Земли и активно разрушают его. А именно этот слой поглощает солнечную радиацию, особенно его ультрафиолетовую чисть. Рак кожи и многое другое вредное воздействие от ультрафиолета.

Особенно опасным компонентом отработанных газов является продукт полициклического ароматического ряда СН-бенз(а)пирен, также вызывающий раковые заболевания.

На последнее место в отравлении окружающей среды и населения занимает сажа, т.е. частицы углерода. Эти частицы являются адсорбентом и осаждают на себе различные вещества, в том числе канцерогенные, содержащиеся в выхлопных газах, и люди их вдыхают. Таким образом прямой вред от сажи усиливается побочными явлениями.

Не менее ядовиты свинец, формальдегид, диоксид серы, а также выбросы так называемых "парниковых газов", влияющих на изменение глобального климата (диоксид углерода, метан, окись азота, хлорфторуглеродные соединения /хладны/). Последние, кстати губят озоновый слой. Неизученным пока остается вопрос о выделении с отработанными газами автомобилей, пользующихся этилированным бензином, озоноразрушающегося вещества - бромистого метила.

Нет смысла перечислять все вредные компоненты, выбрасываемые с отработанными газами

автомобилей. Уже из сказанного видно, что они автотранспорт отравляет нашу жизнь в прямом и переносном смысле.

Установлено, что факел выброса от одного легкового автомобиля, работающего на холостом ходу, распространяется на подветренные территории в радиусе 150-200м, при этом на расстояния 50м наблю­дается превышение ПДК. И это от одного автомобиля!