Экономия топливо-энергетических ресурсов. Пути повышения эксплуатационных показателей автомобильных шин. Организация ТО и ремонта автомобилей в отрыве от основных баз, страница 24

В механических фильтрах используются синтетические, металлические, керамические и другие фильтрующие материалы. Эффективность фильтрации доходит до 70%. 0сновной недостаток механических фильтров - необходимость частой замены и регенерации. Регенерация осуществляется путем принудительного повышения температуры ОГ до воспламенения сажи (600-650%). Для этого в специальной камере сжигается дополнительная порция дизельного топлива. Расход топлива возрастает на 3%. Регенерация автоматически начинается при соответствующем противодавлении в выпускной системе автомобиля.

В каталитических фильтрах на поверхность фильтрующих материалов наносятся специальные катализаторы, которые снижают температуру воспламенения сажи до 350-400 С. Степень очистки ОГ каталитическими фильтрами такая же, как у механических.

Конструкция каталитических фильтров проще, т.к. в них нет системы регенерации. Однако применять их можно в тех случаях, когда температура ОГ достаточно для догорания сажи в присутствии катализатора. Кроме того, в качестве катализатора используются металлы платиновой группы, что также сдерживает их широкое применение.

В последнее время начеты работы над сажевымии фильтрами инерционного типа и электрофильтрами. Предполагается также фильтры, использующие преимуществе обоих типов.

По топливо экономическим параметрам и энергетическим показателям дизели имеют преимущества перед карбюраторными двигателями. Однако дизелизация не решает экологической проблемы и требует проведения комплекса работ, направленных на снижение вредного воздействия ОГ дизеля на здоровье людей и окружающую среду.

Ускорения работ предприятий и организаций, от которых зависит создание дизельных фильтров, обеспечит также и конкуренто-способность отечественной автомобильной техники.

3.3.2. Совершенствование системы ТО и ремонта.

Как известно, по мере эксплуатации автомобиля параметры его технического состояния ухудшаются. ухудшаются в том число параметры тех. состояния систем, влияющих на токсичность отработанных газов. Для поддержания автомобиля в технически исправном состоянии проводится  техническое обслуживание и ремонт. Если процесс ТО организован правильно, то автомобиль реже нуждается в ремонте, его эксплуатация обходится дешевле, дольше сохраняются параметры тех. состояния, рекомендуемые заводом - изготовителем. Своевременное и качественное проведение ТО позволяет также поддерживать на должном уровне и экологические характеристики автомобиля.

                Практика показала, что благодаря контролю за работой топливной аппаратуры, содержание автомобиля в технически исправном состоянии и правильной его эксплуатации можно добиться минимальных выбросов.

Например, пока в шестом автопарке г. Алматы находились специалисты из Венгрии и скрупулёзно следили за тех. состоянием "Икарусов", они не коптили. Не прошло и полутора месяцев, а как венгерское специалисты уехали, и встал вопрос о выводе импортных автобусов за пределы города, т.к. как они начали дымить.

Практика показывает, что наибольшее количество нарушений экологического законодательстве в АТП с числом автомобилей менее 50, а также у частных владельцев. К сожалению наметившаяся в связи с приватизацией автотранспорте тенденция к разукрупнением автохозяйств мало способствует снижению экологической напряженности в городах.

3.3.3. Совершенствование транспортных коммуникаций.

Исследованиями КазНИПИАТ установлено, что выброс двигателя ЗИЛ 130 на холостом ходу содержит, оксиде углерода (С0)-0,5-1%, оксида азота (N02)-0,1-1, 0.500p рт, углеводородов 0,5 -  0,7.1000р.рт. С ростом нагрузки на двигатель до максимальной мощности содержание токсичных веществ увеличивается: СО до 2-5% (в среднем 4,7%) NOx - до (40-50.500р.рт (в 9,0 раза), СН - до 0,8-0,9.1000р.рт. в (1,4 С учетом 10-кратного увеличения количества ОГ на максимальных нагрузочных режимах по сравнению с холостым ходом фактические выбросы токсичных компонентов возрастают в 47, в 90 и 14 раз соответственно. Следовательно, чем меньше при движении автомобиля будет разгонов и торможении, тем чище будет выхлоп. Установлено также, что чем больше средняя скорость автомобиля, тем меньше вредных компонентов в ОГ.

При заторах (пробках) потребление горючего и выброс вредных веществ очень высок. В режиме  разгона при переключении передач эти факторы по сравнению с оптимальным режимом увеличиваются: на 3 передаче - в 1,5-2 раза, на 2 - в 2-4 раза и на 1 (при трогании с места) в 5-10 раз. Добиться этого можно путем совершенствования транспортных коммуникаций. В настоящее время многие города имеют объездные дороги, благодаря чему транзитные автомобили объезжают населенные пункты и не загрязняют их атмосферу. В крупных городах автомобили пересекают наиболее загруженные перекрестки в двух уровнях, благодаря чему исключается стоянка на перекрестках автомобилей в ожидании разрешающего сигнала светофора и тем самым экономится топливо и воздух меньше отравляется. В ряде городов организовано движение транспорта "Зеленой волны. Московские экологи попытались создать бесперебойную работу "Зеленой волны". Установили датчики, автоматическую аппаратуру, позволяющую переключать светофоры на зеленый свет, разводить потоки машин на тех улицах, где загазованность превышает ПДК. Но "Зеленая волна" разбилась о неожиданно возникший "волнолом". То правительственная машина проедет, то спортивные соревнования, то работники ГАИ нарушат ее график.

А ведь эта волна могла стать началом экологического мониторинга - автоматизированной системы регулирования состояния воздушного бассейна над столицей. Сущность этого принципа в том, что с помощью специальных знаков водителю рекомендуется скорость, при соблюдении которой автомобиль без остановок будет проезжать перекрестки, регулируемые светофорами, на зеленый свет, что исключает стоянку автомобилей на этих перекрестках.