Экономия топливо-энергетических ресурсов. Пути повышения эксплуатационных показателей автомобильных шин. Организация ТО и ремонта автомобилей в отрыве от основных баз, страница 32

Шины на автомобиль должны устанавливаться того размера, который рекомендован заводом - изготовителем автомобиля. При установке шин меньшего размера они работают с перегрузкой и преждевременно выходят из строя. При установке шин большего, чем положено, размера они работают в облегченных условиях, но при этом возрастает нагрузка на двигатель и трансмиссию, что неблагоприятно скажется на сроке их службы.

Существенно влияет на пробег шин качество дорожного покрытия. Интенсивный износ наблюдается на горных дорогах, на дорогах со щебёночным покрытием и т.п.. Чтобы уменьшить неблагоприятное влияние этого фактора рекомендуется подбирать на автомобиль шины с таким рисунком протектора, который наиболее пригоден для данных дорожных условий. Для дорог с асфальтовым и бетонным покрытием, с усовершенствованным покрытием лучше применять шины с дорожным рисунком протектора, для просёлочных, грунтовых дорог - с рисунком протектора повышенной проходимости. Автомобили, работающие как на дорогах с усовершенствованным покрытием, так и на грунтовых дорогах должны комплектоваться шинами с универсальным рисунком протектора. Автомобили, предназначенные для эксплуатации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним при температуре ниже -45 С следует комплектовать шинами северного исполнения с маркировкой "Север".

При комплектовании автомобиля шинами следует следить за тем, чтобы тип обода соответствовал размерам шины. В противном случае создаётся дополнительная нагрузка на шину и сокращается срок её службы. Не должны применяться обода деформированные, с погнутыми фланцами, зазубринами, трещинами, ржавчиной и т.п.

На долговечность шин существенно влияет качество вождения. Практика свидетельствует, что межремонтный пробег автомобиля в зависимости от квалификации водителя может изменяться в несколько раз. Долговечность шин ещё в большей степени зависит от качества вождения автомобиля, поскольку все  силы взаимодействия с дорогой воспринимаются шинами. Неправильное или небрежное управление автомобилем ведёт к резкому сокращению пробега шин. К числу основные причин, сокращающих срок службы шин и зависящих непосредственно от водителя, относятся:

- резкое трогание с места;

- резкое торможение;

- превышение скорости движения и резкие повороты;

  - неосторожные переезды и наезды на препятствия.

Резкое трогание с места приводит к резкому износу шин, особенно в случае буксования. Пробуксовка колёс вызывает нагрев шин, что снижает прочность материала шины и ускоряет износ протектора. При буксовании возможен порез шин в результате контакта с острыми предметами.

Резкое торможение автомобиля вызывает неравномерное и быстрое истирание протектора. При резком торможении на протекторе появляются пятна, со временем превращающиеся в глубокие выемки. При резком торможении возможно отслоение протектора, расслоение каркаса и проворачивание шины на ободе, приводящее к отрыву вентиля и разрушению бортов.

О вреде движения на высоких скоростях говорилось выше.

Что касаемся неосторожных переездов и наездов на препятствия, то водитель должен внимательно следить за проезжей частью дороги и объезжать острые предметы способные повредить шины. Не рекомендуется подъезжать вплотную к тротуару во избежание повреждения боковины покрышек. При движении по дорогам, находящимся в неудовлетворительном состоянии, необходимо во избежание повреждения шины снизить скорость до 10-45км\час. Трамвайные и железнодорожные рельсы, о которые легко можно повредить боковины, следует переезжать осторожно.

Практика свидетельствует, что шины передних колёс изнашиваются медленнее (на 25-30%). Шины передних и задних, левых и правых колёс автомобиля работают в неодинаковых условиях, поэтому характер и величина их износа различны. Для обеспечения равномерного износа шин и продления их срока рекомендуется периодическая (обычно при ТО-2) перестановка колёс на автомобиле. Схема перестановок даётся в инструкции на автомобиль, в Правилах эксплуатации автомобильных шин и других источниках.

Часто для повышения проходимости автомобиля используют цепи противоскольжения. Следует иметь в виду, что цепи противоскольжения вызывают быстрый износ шин, портят дорогу, да и сами быстро изнашиваются. Поэтому их следует одевать только перед труднопроходимым участком и снимать сразу же после его прохождения.

Зимой при спуске воды из системы охлаждения необходимо следить, чтобы она не подтекла под колёса. В этом случае шины примёрзнут к грунту и при трогании автомобиля могут выйти из строя. Если же их вырубать изо льда, то легко повредить.

И последнее. При попадании нефтепродуктов резина быстро разрушается, поэтому необходимо следить, чтобы при остановках колёса не оказались в луже масла или чтобы нефтепродукты не попали на шину каким-либо иным образом.


4. Тема: Организация ТО и ремонта автомобилей,
работавших в отрыве от основных баз.

В настоящее время наша страна переживает экономический кризис. Наблюдается значительный спад производства в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. Это, естественно, приводит к сни­жению объемов перевозок всеми видами транспорта, в том числе и авто­мобильного, к уменьшению нагрузок на техническую службу автопредприятий и владельцев автотранспорта различных форм собственности.

Но кризисы приходят и уходят, а жизнь продолжается. Об этом свидетельствует, в частности, опыт многих стран мира, в том числе и США.

Возрождение экономике вызовет оживление в сельском хозяйстве, энергетике, дорожном строительстве и т.д. ив этих условиях созда­дутся условия, когда перевозки подвижным составом автомобильного транспорта осуществляются в отдалении от своих основных баз при дос­таточно длительной дислокации подвижного состава в районах располо­жения объектов, обслуживаемых перевозками. В отрыве от основных баз автомобили работают при строительстве автомобильных и железных до­рог, туннелей, нефте- и газопроводов, линий электропередач. В нашем регионе наиболее массовым примером такой работы является участие ав­томобилей в уборке урожая. Естественно, что при работе автомобили будут нуждаться в техническом обслуживании и ремонте. Организация ТО и ремонта подвижного состава при работе его в отрыве от основной производственной базы представляет собой особую сложность.