Экономия топливо-энергетических ресурсов. Пути повышения эксплуатационных показателей автомобильных шин. Организация ТО и ремонта автомобилей в отрыве от основных баз, страница 11

Много вредных для человека веществ смывается с автомобиля при его мойки, но, к сожалению, в большинстве случаев установки для очистки воды находятся в нерабочем состоянии, а то и попросту отсутствуют. В конечном итоге все эти вредный вещества оказываются в водоемах, а затем попадают в наш организм с водой, рыбой и т.п.

1.5. Пыль асбеста.

Серьезную опасность для человека представляет собой пыль асбеста, входящего в состав фрикционных материалов, используемых в деталях трансмиссии и тормозной системы транспортных средств. При истирании фрикционных накладок пыль асбеста вдыхается человеком и поражает дыхательные пути. Вред от асбеста настолько велик, что в Венгрии, Германии, Франции и ряда других стран приняты решения о запрещении использования асбестосодержащих изделий. В ФРГ с 1 июля 1990 года все новые автомобили комплектуются безасбестовыми накладками и прокладками.

Потенциальных заменителей асбеста много, но почти всегда применяются композиции из нескольких исходных материалов. В качество исходных материалов используются синтетические: неорганика (стекло, керамика, борные и углеродный соединения, карбиды и органика: арамиды, модифицированный нейлон, оксалоны, натуральная органика (хлопок, шелк, целлюлоза), минералы (волластонит, сернокислый и кремнекислый Са, слюда, базальт, диатомит, каолин) металлы (сталь, АЛ, бронзы) и их сплавы.

1.6. Продукты износа шин, пыль.

Ежегодно в странах СНГ автомобильным транспортом выбрасывается 180 тыс.т продуктов износа шин, тормозов.

1.7. Бытовой мусор.

Где только не встретишь детали, промасленную ветошь, тару и многое другое, напоминающее об автомобиле. В городе на пустырях и на улицах, в лесочке, у реки, в поле можно встретить выброшенные шины, радиаторы, аккумуляторные батареи, тубы из-под масла, агрегаты автомобиля, рамы, кузова и многое другое. Все это, уродуя природу, как правило, захламляют местность годами, т.к. разлагаются очень медленно. Поэтому необходимо подумать о создании механизма утилизации. Все стадии жизненного цикла автомобиля от момента возникновения идеи до утилизации должны быть изучены и их роль оценена для последствий.

Вот любопытная зарубежная статистика в Германии в 1990г было списано 2 млн. легковых а/м при среднем сроке службы 12,5 лет. Степень их утилизации, повторного использования доведена до 75%.

В настоящее время в Германии утилизацией автомобилей занято свыше 5тыс. предприятий, их технологический цикл состоит из 3-х этапов. В начале с а/м демонтируют детали, которые идут в торговлю как зап. части по цене 30% от новой. Затем выделяются материалы как сырье для металлургической и химической промышленности, Оставшиеся используется в качестве источника тепловой энергии при термической обработки или химическом воздействии.

Важная деталь: предприятие по утилизации списанных а/м должны удовлетворять требованиям экологии.

В настоящее время процесс утилизации ведется по-варварски. Те же шины либо валяются на дорогах, либо мы их сжигаем и они дымят на всю округу.

1.8 Вибродинамическое воздействие на опорную поверхность дорог и сооружений, изменение гидрологических характеристик почвы.

Дорога меняет ландшафт, преграждает путь миграции каких-то живых существ, грунт уплотняется, что приводит к изменению гидрологических характеристик почвы. Примером негативного влияния автодорог на природу может служить озеро Медвежье Курганской области, которое оказавшись в кольце автодорог, стало мелеть. А как часто можно наблюдать, как после строительства дороги окрестные леса погибают от переизбытка воды.

После того, как дорога уже появилась, равновесие восстанавливается в природе, но оно уже характеризуется другими качествами. Если раньше на месте дороги был песок или болотце и рекуперация полезного для человека вещества, кислорода в частности, происходила, то теперь она не происходит. Идет как бы давление на природу. До каких пор она может это выдержать?

1.9 Электромагнитное поле. Радиопомехи.

Конструкция автомобилей постоянно совершенствуется. Элементарная система зажигания усложнялась, совершенствовалась. Появились различные устройства, облегчающие управление автомобилем (электрические стеклоподъемники, дистанционное управление зеркалом заднего вида и т.д.). Электроника органично присутствует на автомобиле, обеспечивая минимизацию всех наших затрат. Но к сожалению, все эти устройства создают электрическое поле, вредно действующее на человека и создающее радиопомехи.

1.10 Истощение ресурсов

Современный автомобиль среднего класса состоит из 15-18 тыс. деталей. Для того, чтобы их изготовить, необходимы черные и цветные металлы, уголь, газ, нефть, электроэнергия, сырье для

производства пластмасс, резины и многое-многое другое. В результате истощаются запасы руд, угля, других полезных ископаемых. Кстати добыча и переработка полезных ископаемых также не безвредна для человека.

     Большее количество различных эксплуатационных материалов требуется и при эксплуатации автомобилей (бензин и дизельное топливо, серная кислота, антифризы и многое другое). Их производство также истощает ресурсы и также вредно для человека.

    2.Контроль и нормирование вредных выбросов.

    Как говорилось выше, количество вредных веществ и воздействий, исходящих от автотранспорта, равно 538. В отработанных газах содержится не менее 200 химических элементов, большинство из которых вредны для человека. Сейчас же нормируются той токсических, ядовитых составляющих - этого крайне мало, ими проблемы экологии, конечно, не исчерпываются. Нормируются выбросы твердых составляющих дизеля-дыма и сажи. Возможен замер уровня шума. Но ведь с отработанными газами выбрасываются многие особо опасные вещества (3.4 бенз(а)пирен, свинец и др.), которые совершенно не нормируются.

Для определения содержания СО в отработанных газах используются газоанализаторы, принцип действия которых основан на поглощении различными газовыми компонентами инфракрасных лучей с определенной длиной волны /Инфралит (ГДР)/,ЕРА-75 САН (США), ГАИ-1 и др. и на каталитическом дожигании отработанных газов с использованием электрического моста /БОШ (ФРГ), ЭЛКОН-105 А (Венгрия), К-456 и др./