Экономия топливо-энергетических ресурсов. Пути повышения эксплуатационных показателей автомобильных шин. Организация ТО и ремонта автомобилей в отрыве от основных баз, страница 2

Расчеты показывают, что затраты на проведение крупных мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов в 2,5-3 раза меньше расходов на добычу, переработку и транспортировку топлива к потребителям.

Проблему уменьшения расхода топлива на АТ решают как созданием экономичных  конструкций транспортных средств, так и совершенствованием эксплуатационных факторов.

Структура а/м парка нашей страны и индустриально развитых капиталистических стран существенно различны. В СНГ доля грузовых а/м и автобусов в несколько раз больше, чем в США. Количество легковых а/м в США в 5,2 раза больше чем в СНГ.

Поэтому увеличение топл. экономичности в первую очередь имеет у нас большое значение для грузовых а/м. Стремление к уменьшению расхода топлива грузовыми а/м оправдывается и экологическими причинами.

А/м парк нашей страны в основном представлен а/ми средней грузоподъемности с карбюраторным двигателем. Наиболее остро ощущается отсутствие в НХ а/м большой и малой (< 2 тонн) грузоподъемности (Газель).

Вынужденное использование а/м средней грузоподъемности перевозках приводит к ухудшению топливоиспользования и повышения себестоимости перевозок.

В структуре а/м и науки СНГ наметилась положительная тенденция качественного ее улучшения. Увеличился удельный вес а/м дизельным двигателем.

Увеличение доли КАМАЗов способствовало росту производительности труда на АТ на 15-20%. Перевод грузовых а/м средней грузоподъемности на дизельные двигатели еще больше улучшил бы эти показатели (Зил, Газ).

Уменьшение расхода топлива связано с реализацией ряда факторов, которые могут быть классифицированы и объединены в 3 основных группы по следующим признакам: конструктивным, технологическим и эксплуатационным .

К конструктивным факторам, определяющим расход топлива, относят:

весовые и аэродинамические параметры а/м, конструктивные параметры а/м и двигателя, тип и конструкцию шин, совершенство рабочего процесса двигателя, неравномерность   распределения  горючей  смеси  по цилиндрам, являющуюся органическим недостатком   современных карбюраторных двигателей, систему обезвреживания ОГ, а также тип и характеристику трансмиссии.

Решение проблемы экономичности а/м осуществляется по 3 принципиально возможным направлениям:

¨  повышение эффективности применяемых двигателей;

¨  снижением массы а/м и прицепного состава;

¨  совершенствование конструкции а/м.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта позволяет оценить резервы снижения расхода топлива.

Совершенствование аэродинамических форм (наличие обтекателя) на автопоездах в междугородном сообщении обеспечивает снижение расхода топлива на 4-5%, а совершенствование аэродинамических форм кузовов легковых а/м до 3-4% (обгон КАМАЗа).

В современных конструкциях легковых а/м до 15% веса приходится на пластмассы. Применение облегченных металлических конструкций и пластмасс до 20% обеспечивает экономию топлива до 10%. Совершенствование  конструкций и рабочих процессов двигателя обеспечивает экономию топлива на 12%.

Снижение потерь в трансмиссии путем применения масел с пониженной вязкостью уменьшает расход топлива до 5%. Уменьшение потерь на качение а/м до 20% обеспечивает экономию топлива до 4%.

Влияние технологических факторов на расход топлива связано с величиной допусков на основные дозирующие и регулировочные элементы систем питания и зажигания, с качеством проведения контрольно-регулировочных и сборочных операций, а также с метрологическим обеспечением ОТК автозаводов и АТП.

Развитие карбюраторов в нас††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††ыброса СО и углеводородов (СО и СН) от средних значений на 10-15%.

В процессе производства и технологического контроля карбюраторов для обеспечения экономичной и малотоксичной их регулировки на автозаводах необходимо осуществить следующие мероприятия:

¨  пооперационный контроль узлов и систем карбюратора с последующей их проверкой в сборе на соответствие ТУ завода-изготовителя;

¨  поэтапное ужесточение технологических допусков на изготовление дозирующих элементов и систем карбюраторов для модернизируемых и перспективных конструкций двигателей;

¨  оценка качества изготовления на основе действующих норм токсичности ОГ и расхода топлива;

¨  все карбюраторы должны иметь винты технологической настройки и эксплуатационной регулировки.

Наиболее важным фактором, обеспечивающим реальное снижение расхода топлива в эксплуатации, является использование в системе производственного контроля и ОТК динамометрических стендов для испытания а/м по ездовьм испытательным циклам.

К эксплуатационным факторам относят тех.состояние а/м и условия дорожного движения. Условия дорожного движения в широком смысле включают режимы движения, состояния и профиль дороги, метеорологические условия, интенсивность и плотность транспортного потока, организацию дорожного движения и перевозок грузов, мастерство управления а/м.

2. Нормирование расхода топлива

Эффективность топливоиспользования в значительной мере зависит от уровня его  нормирования. На АТ разработана и действует  прогрессивная  система нормирования и потребления топлива, учитывающая пробег а/м и транспортную работу.

Норма расхода топлива служит для планирования, потребления и оценки эффективности его использования. Технически обоснованные нормы отражают достигнутый уровень ПС, существующую технологию и организацию транспортного процесса на АТ. По мере совершенствования ПС и технологических процессов нормы пересматриваются и заменяются более прогрессивными.

Расчет  норм расхода топлива (бензина или диз.топлива) на автомобильные перевозки осуществляется по формуле:

                        Q=HЛ · L/100 · (1+Д/100)+Нr · W/100 · (1+Д/100)+Нe · Z

HЛ - месячная норма расхода топлива на передвижение порожнего а/м л/100 км.