Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине: «Автомобильные эксплуатационные материалы», страница 8

6.  Определение компонентного состава смеси по номограмме.

7.  Определение наименьшей температуры, при которой возможен пуск двига­
теля.

8.  Оценка эксплуатационных свойств.

 1. Оценка масла по внешним признакам.

Оценка масла по внешним признакам производится так же как и у дизель­ного топлива по методике, изложенной в работе №2.

 2. Определение наличия в масле водорастворимых кислот и щело­чей. Наличие в масле водорастворимых кислот и щелочей определяется так же как и у дизельного топлива по методике, изложенной в работе №2.

 3. Определение кинематической вязкости моторного масла при
100°С.                                                                                                        ,,

Цель работы: Научиться определять вязкость масла.

Аппаратура и материалы: капиллярный вискозиметр, штативы для креп­ления вискозиметров, секундомер, термометр.

Вязкость моторных масел оказывает наибольшее влияние на надежность, безотказность, долговечность, а также эффективность работы двигателя. От ве­личины вязкости моторного масла при рабочих температурах зависят: характер и вид трения в трущих сопряжениях двигателя, затраты энергии на циркуляцию масла в системе смазки, отвод тепла от нагретых деталей двигателя, возмож­ность пуска двигателя при низких температурах окружающего воздуха.

Вязкость моторного масла изменяется в зависимости от температуры. По­вышение вязкости, вследствие снижения температуры, ухудшает циркуляцию


масла в системе смазки. Слишком низкая вязкость масла ухудшает его смазы­вающие свойства, что вызывает повышенный износ.

Принципиальная зависимость вязкости масел нефтяного происхождения от температуры выражается логарифмической кривой (рис. З.1.), которая доста­точно точно описывается формулами Рамайя или Вальтера.

Формула Рамайя имеет вид:

η = A+B/T


где η - динамическая вязкость масла Т - абсолютная температура

А и В - коэффициенты, постоянные для данного масла Формула позволяет представить вязкостно-температурную характеристи­ку масла в координатах 1/Т, функции igT, представляющую собой прямолинейную зависимость.

Формула Вальтера в экспоненциальной форме:

t + α) = lgα /Tε                                                      2.

где vt - кинематическая вязкость масла, мм2/с, при температуре Т - абсолютная температура, К

а - коэффициент, зависящий от индивидуальных свойств жидкости. Для современных масел лучшее совпадение с опытными данными полу­чается при α = 0,6.

Или lglg(ν,+0.6) = А + ВlgT                        3.

где А и В - постоянные коэффициенты, зависящие от свойств масел.

Обычно А = 0,8... 0,91

В = 3,0.. .4,5

На основе уравнений Вальтера и Рамайя построены специальные коорди­натные сетки, по которым легко построить вязкостно-температурные характе­ристики различных масел. Для построения такой характеристики в сетке Воль­тера необходимо, как минимум, 3 точки: ν0; ν50; ν70, если вязкость масла ν50≤20 мм2/с, ν0; ν50; ν100, если вязкость масла ν50=21 ... 125 мм2/с.

В диапазоне температур 50...100°С удобнее изображать вязкостно-температурную характеристику в обычных координатах, при температурах при температурах 0. . . 100°С - в логарифмических координатах Вальтера (рис. 3.2.).

Логарифмический характер изменения вязкости автомобильных масел по­зволяет исправлять вязкость масла до требуемых значений путем смешивания двух масел (рис. 3.3. ).

С целью более полной характеристики вязкостно-температурных свойств масел стандартами (ГОСТ и ОСТ) и техническими условиями (ТУ) нормируется вязкость масла при 0°С (для всесезонных и зимних сортов моторных масел) и индекс вязкости (И.В.).


Индексом вязкости называется относительная величина, которая показы­вает степень изменения вязкости масла в зависимости от его температуры по сравнению с эталонным маслом. Для определения И.В. необходимо иметь две серии эталонных масел, при этом сравнение показателей вязкостных свойств масел осуществляется по эмпирическим формулам.

В соответствии с ГОСТ 25371-82 для масел с индексом вязкости менее 100, И.В. определяется по формулам:

И.В. = ν – ν1 /ν – ν2*100

И.В. = ν – ν1 / ν3*100                  

где ν - кинематическая вязкость масла при 40°С, из которого индекс равен

О, а при 100°С, имеющем такую же вязкость, как и испытуемое масло, мм2

(сСт)

ν2 - кинематическая вязкость испытуемого масла при 40°С мм2/с (сСт) 

ν3 -кинематическая вязкость масла при 40°С, у которого индекс вязкости

равен 100, имеющий при 100°С такую же вязкость, как и испытуемое масло,

мм2/с (сСт)

             ν3 = ν – ν2

                                                                                                                                                                                                                6.

По этим формулам вычисляется И.В., если кинематическая вязкость масла при 100°С находится в пределах 2... 70 мм2/с (сСт). При этом, значение кинема­тической вязкости (ν1) испытуемого масла при 40°С определяется измерением вязкости при лабораторных испытаниях, а значения вязкости ν, ν2, ν3 - выбира­ется из таблицы 3.1.

ГОСТ 25371-82, в зависимости от значения вязкости испытуемого масла при 100°С.

Для пользования номограммой (рис. 3.4.), необходимо знать значения ки­нематической вязкости масла при 50°С и при 100°С.

Значения индекса вязкости порядка 80-100 единиц и выше характеризует хорошие вязкостно-температурные свойства масел. Чем больше индекс вязко­сти, тем меньше изменяется вязкость масла с понижением температуры, тем лучше пусковые качества масел. При температуре выше 100°С вязкость меняет­ся незначительно, а при отрицательных температурах - сильно.

Отличительной особенностью данной работы является то, что при опре­делении кинематической вязкости масла устанавливают несколько значений температур: 30°С, 40°С, 50°С, 80°С, 90°С и 100°С. Для нагревания масла до температуры 50°С используют термостат с дистиллированной водой, свыше 50°С до 100°С - глицерин или другое маловязкое масло (трансформаторное). При определении вязкости при 0°С жидкостью в термостате служит вода с та­лым снегом.