Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине: «Автомобильные эксплуатационные материалы», страница 15

Температура антифриза, °С

Содержание этиленгликоля в %

+30

17

22

27

32

35

41

46

50

56

60

+20

20

25

30

35

40

45

50

55

60

+15

21

26

32

37

42

47

52

57

63

+10

22

27

33

38

44

49

54

59

65

Отечественная промышленность выпускает несколько разновидное^ низкозамерзающих охлаждающих жидкостей:

1)  Антифризы: ОЖ-К, ОЖ-65, ОЖ-40 (ГОСТ 28084-89)

2)  Тосолы марок: ТОСОЛ А: ТОСОЛ А-65, ТОСОЛ А-40
(ТУ6-02=751-86)

3)  Охлаждающие жидкости: ЛЕНА-40, ЛЕНА-65 (ТУ6-01-7-153-83)

4)  В  высокогорных условиях применяются низкозамерзающие охла»
дающие жидкости с высокой температурой кипения (130...210°С
представляющие собой смесь высокомолекулярных спиртов и эфиров
Эти жидкости выпускаются с температурой кристаллизации -40°С и
60°С.


Первые три разновидности низкозамерзающих жидкостей представлю собой смеси этиленгликоля с водой. При этом, антифризы ОЖ-40, ТОСОЛ А и ЛЕНА-40 содержат 52...56% этиленгликоля (48...54% воды) и предназначь для использования в средних климатических условиях. Температура замерзания этих марок антифризов -40°С, плотность при 20°С равна 1,065-1,085 г/см.

Антифризы ОЖ-К, ТОСОЛ А, представляют собой концентраты, предна значенные для получения антифризов соответствующих марок при разбавлении концентрата водой. Это смесь технического этиленгликоля с дистиллированной водой в соотношении 1:1. При смешении 1 дм концентрата с 0,73 дм воды по. чают антифриз марки 40. Плотность концентратов при температуре 2С 1,10...1Д5г/см.

В связи с тем, что этиленгликоль оказывает коррозийное действие на ме таллы, в состав антифризов вводят антикоррозийные присадки: декстрин (сложный углевод), динатрий фосфат, молибденово-кислый натрий и другие.

Низкозамерзающие охлаждающие жидкости ядовиты, поэтому они окрашены.

ОЖ-40, ОЖ-65, ОЖ-К - желто-оранжевый цвет

ТОСОЛЫ - зеленовато-голубой цвет

ЛЕНА - зеленый цвет

Антифризы растворяются с водой и спиртом в любых соотношениях и перемешиваются с нефтепродуктами. Последние, попадая в антифриз, вызывают их вспенивание.

1.1.  В стеклянный цилиндр на 250 мл налить испытуемый образец антифриза
(200 мл) и осторожно опустить в него гидрометр (денсиметр).

1.2.  После затухания колебаний гидрометра отсчитать по внутреннему мени
ску и шкалам процентное содержание этиленгликоля в антифризе и тем
пературу его замерзания или по денсиметру определить плотность ант]
фриза и по рис.6.1.  определить процентное  содержание гликоля. П
встроенному термометру, отсчитать температуру, при которой произво
дится замер.

1.3.  В случае, если температура антифриза отличается от 20°С, то внести пс
правку на содержание в антифризе этиленгликоля, пользуясь таблице
6.1. или по формуле 6.1. внести поправку в плотность антифриза.

1.4.  При определении состава антифриза с помощью денсиметра необходимо:

-  Измерить плотность антифриза денсиметром.                 

-  Измерить температуру антифриза.                                    

-  Определить плотность антифриза при 20°С, пользуясь формулой 6.1.     •

-  По диаграмме состояний антифриза (рис. 6.1.) и плотности антифриза
,    приведенной к температуре 20°С, определить содержание этиленгликол;

в антифризе и температуру замерзания последнего.

1.5.    Результаты определения состава антифриза с помощью гидрометра шп-
денсиметра и диаграммы состояний свести в таблицу в отчете о выполне­
нии лабораторной работы.


            2. Доведение показателей антифризов до требуемых значений. Аппаратура и реактивы: образцы антифризов, дистиллированная вода, этиленгликоль.

2.1.  В процессе эксплуатации автомобилей необходимо постоянно сле­
дить за состоянием антифриза, который в значительной степени определяет его
основные эксплуатационные свойства. Качество антифриза можно изменить и
довести его показатели до необходимых значений путем добавления дистилли­
рованной воды или этиленгликоля (концентраты).

При изменении состава антифриза до необходимых концентраций поль­зуются соотношением 6.2. и 6.3.

χ В = a – b/b · V,л.6.2.

χ эт  = c-d/d · V,л.                                                   6.3.

где хв, хэт - количество воды и этиленгликоля, соответственно добавляе­мые в антифриз для изменения его состава, л.

а - процент воды в искомом образце антифриза.

b - процент воды в заданной смеси.

с - процент этиленгликоля в исходном образце.

d - процент этиленгликоля в заданной смеси.

V - исходный объем антифриза, л.

Все расчеты по соотношениям 6.2. и 6.3. производятся с помощью диа­граммы состояний антифриза (рис. 6.1).

2.2.  Определить по соотношениям 6.2. и 6.3. количество дистиллирован­
ной воды или этиленгликоля, необходимых для добавления в состав исследуе­
мого антифриза, чтобы получить антифриз с составом, отвечающим требовани­
ям стандартов или конкретных условий эксплуатации. Результаты исправлений
качества исходного образца антифриза оформить в виде таблицы отчета.

2.3.  Сделать заключение о возможности применения исследуемого анти­
фриза в конкретных условиях эксплуатации и оформить отчет о выполненной
работе.



1020 WOO



    10  20  30   40   50  60   70   80  90  100

Содержание гликоля, %(масс.)

1. Кривая плотности; 2. Температура замерзания антифриза.

РИС. 6.1. Диаграмма состояний низкозамерзающей охлаждающей жидкости (антифриза)




250

ЕГО

180

160

140

120

100

90 80

70 60.

50

ад

30


7       8       9     10   II 12 13 14 К 16   16   20


Кинематическая вязкость масла при 100° С, сСт

РИС. 3.4. Номограмма для определения вязкости масел


О     10     20    30    40    50     60    70    80     90    100 % Процентное содержание в смеси (по объему) высоковязкого масла РИС. 3.3. Номограмма для расчета вязкости смеси масел


РИС. 3.2. Вязкостно-температурная характеристика минерального масла в логарифмических координатах


РИС. 3.1. Принципиальная зависимость вязкости нефтяных масел от температуры