Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине: «Автомобильные эксплуатационные материалы», страница 7

4.1.  Топливо наливается в тигель до появления светлой струйки, пробегающей
по круговому уступу.

4.2.  Закрыть тигель чистой сухой крышкой, вставить термометр и включить на­
греватель.

4.3.  При температуре топлива на 10°С ниже ожидаемой температуры вспышки,
зажечь фитиль, предварительно заправленный швейным или трансформатор­
ным маслом, и начинать проводить испытания на вспыхивание через 1°С для
нефтепродуктов с температурой вспышки до 50°С и через 2°С для нефтепро-


дуктов с температурой вспышки выше 50°С. Топливо при этом все время необ­ходимо перемешивать, прекращая в момент открытия отверстия вспышки.

4.4.  Отверстие крышки открывается на 1°С, и если вспышка не произошла, про­
дукт вновь перемешивают, повторяя зажигание через 1°С или 2°С.

4.5.  За температуру вспышки принимают температуру, показываемую термо­
метром при появлении над топливом первого сжигопламени.

4.6.  Температура вспышки испытуемого на данном приборе топлива выводится
как среднее арифметическое трех измерений. Измерения должны вестись со
свежими порциями того же. топлива, при этом тигель, крышку, мешалку тща­
тельно вытирают чистым, сухим полотенцем, не промывая их растворителем.
Причем наибольшее расхождение между измерениями не должно превышать
2°С.

4.7.  В том случае, если испытанию подвергают неизвестный нефтепродукт, де­
лают предварительное определение температуры вспышки. После установления
приближенной температуры вспышки проводят ее повторное определение. В
процессе испытания на вспышку записывается барометрическое давление.

4.8.  При барометрическом давлении, отличающимся от 760 мм рт.ст. на 15 мм и
более, вводят в показанную термометром температуру вспышки поправку (      ),
которую вычисляют по формуле:

∆t = 0.0345·(760-Рбар)

где Рбар - барометрическое давление в мм рт.ст.

Вычисления производят с точностью до 1°С. Поправку прибавляют к получен­ной температуре, если Рбар ниже 760 мм рт.ст. и вычитают, если Рбар больше 760 мм рт.ст.

 5. Определение наличия водорастворимых кислот и щелочей.

Определение в дизельном топливе водорастворимых кислот и щелочей определяется так же как у бензина по методике, изложенной в работе №1.

 6. Определение наличия активной серы методом испытания мед­ной пластинки на коррозию.

Испытание на коррозию медной пластинки размером 40x10x2 мм произ­водится по методике, изложенной в работе №1.

 7. Определение цетанового числа дизельного топлива и определе­ние марки образца топлива.

Наиболее важным показателем качества дизельного топлива, оказываю­щим наибольшее влияние на безотказность работы двигателя, а также на его мощность, экономичность, долговечность и другое, является вязкость и само­воспламеняемость дизельного топлива. Последняя (самовоспламеняемость) ха­рактеризуется цетановым числом.

Цетановое число дизельного топлива определяет характер протекания процесса самовоспламенения и сгорания в цилиндрах и определяет жесткость работы двигателя.


Величина цетанового числа дизельного топлива зависит от группового химического состава и достаточно точно определяется следующей эмпириче­ской формулой:

Ц.Ч. = 0,85П + 0,61Н – 0,2А

где Н, П, А - содержание в топливе нефтеновых, парафиновых и аромати­ческих углеводородов, % по массе.

Парафиновые углеводороды имеют наименьшую термическую стойкость, поэтому они легко воспламеняются. Ароматические углеводороды, имея в ос­нове строения прочное бензольное кольцо, наиболее термически стойки и вос­пламеняются плохо. Нефтеновые же углеводороды занимают промежуточное положение.

В данной работе цетановое число испытуемого топлива определяется приближенно (с точностью до ±5%), расчетным способом.

Ц.Ч = (ν 20 + 17,8)·1,5879/ ρ20


где ρ20 - плотность испытуемого образца топлива при температуре 20°С ν20 - кинематическая вязкость топлива при температуре 20°С, сСт

7.1.  Определить цетановое число дизельного топлива расчетным путем по фор­
муле 7.2, используя при этом результаты измерения плотности и кинематиче­
ской вязкости топлива.

7.2.  Определить цетановое число дизельного топлива, используя данные фрак­
ционного состава по ГОСТ 305-82, применив для расчета формулу 7.3.

Для приближенной оценки цетанового числа дизельного топлива можно вос­пользоваться также зависимостью, связывающей цетановое число, фракцион­ный состав и его плотность:

Ц.Ч = t ср – 56/5·ρ20                                             7.3.

где средняя температура перегонки топлива:

t ср = tнр + tкр / 2 0С7.4.

где t нp - температура начала перегонки топлива tKp - температура конца перегонки топлива

7.3.  По результатам анализа свойств дизельного топлива установить марку ди­
зельного топлива, записав ее в соответствии с требованиями ГОСТ 305-82

7.4.  Оценить качество образца дизельного топлива и указать, при каких услови­
ях и на каких двигателях можно использовать исследуемый образец дизельноготоплива.

7.5.  Составить отчет о выполненной работе


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

                          "ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА МАСЛА"

Цель работы:

1.  Знакомство с методами определения вязкостно-температурных свойст]
масел, температуры вспышки в закрытом тигле.                                                                                           :

2.  Закрепление знания основных марок для двигателей и ГОСТ на них.

3.  Приобретение навыков по определению вязкостных показателей неф
тепродуктов с помощью номограмм, оценке качества масел и установ
ление их применения на автомобили.

ЗАДАНИЕ.

1.  Оценить испытуемый образец масла и подлежащий смешению с ним компо
нент по внешним признакам (прозрачность, цвет, запах, наличие воды и ви
димых невооруженным глазом механических примесей).

2.  Определить наличие водорастворимых кислот и щелочей.

3.  Определить кинематическую вязкость моторного масла при 100°С.

4.  Определение индекса вязкости.

5.  Определить температуру вспышки в закрытом тигле.