Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине: «Автомобильные эксплуатационные материалы», страница 2

7.  Определение октанового числа бензина расчетным путем.

8.  Определение марки испытуемого образца бензина по совокупности всех по­
казателей и соответствия качества бензина требованиям ГОСТа.

9.  Заключение о возможности применения заданного образца бензина.
10.Оформление отчета по работе.

1.  ОЦЕНКА БЕНЗИНОВ ПО ВНЕШНИМ ПРИЗНАКАМ

Любые топлива для двигателей, в том числе и бензины, не должны со­держать механических примесей и воды при отгрузке с завода. Однако, вода и примеси могут попасть при транспортировке, хранении, заправке и так далее. Поэтому топлива для двигателей должны периодически проверяться на наличие в них примесей и воды, что может осуществляться либо простейшими метода­ми, либо при помощи специальных приборов.

Качественная оценка наличия механических примесей в бензине состоит из осмотра пробы в стеклянном цилиндре диаметром 40-55 мм, при этом во всей массе бензина невооруженным глазом не должно обнаруживаться ни взвешен­ных, ни осевших на дно твердых частиц.

Растворенная вода в нефтепродуктах в обычных условиях составляет со­тые доли процента. Такое содержание ее в бензине совершенно безвредно и не вызывает потерю прозрачности. Избыточное количество воды будет собираться отдельным слоем на дне сосуда или находиться после сильного перемешивания


во взвешенном состоянии. Для качественного обнаружения воды в бензинах ис­пользуют стеклянные цилиндры диаметром 40-55 мм. Безводные бензины не могут образовывать водяного слоя на дне цилиндра и должны быть совершенно прозрачны.

1.1.  Определить цвет бензина. Определить его марку по ГОСТ 2084-77. Срав­
нить его марку по ГОСТ 2084-77. Сравнить образец бензина по цвету с
имеющимися образцами марок бензинов.

1.2.  Определить способ производства бензина по его запаху. Бензины имеют
запах. Резко и неприятно пахнут бензины термического крекинга, тогда
как топлива двухступенчатого каталитического крекинга (включающие
значительное количество ароматических углеводородов) обладают сла­
бым ароматным запахом.

1.3.  Нанести каплю испытуемого топлива на фильтровальную бумагу и вклю­
чить секундомер. Через 1 минуту по характеру испарения топлива опре­
делить сорт топлива (зимнее или летнее). Авиационные и зимние автомо­
бильные бензины полностью испаряются через 1 минуту, не оставляя при
этом никакого следа. Летние автомобильные бензины испаряются мед­
леннее и через 1 минуту на фильтровальной бумаге может сохраниться не
полностью высохшее пятно.

1.4.     Налить в мерный цилиндр, емкостью на 250 мл, 200 мл бензина и в про­
ходящем свете определить наличие в нем воды и механических примесей.


          2. Качественный анализ содержания фактических смол непредель­
ных углеводородов (олефинов).

Цель опыта: Приобрести навыки в определении наличия олефинов в бен­зинах.

Аппаратура и реактивы: Пробирки, КМпО4 (водный раствор), образец бензина, делительная воронка.

Бензины, имеющие в своем составе продукты термического крекинга или одноступенчатого каталитического крекинга, могут содержать значительное ко­личество олефинов, способных во время транспортировки и хранения превра­титься (вследствие окислительно-полимеризационных процессов) в смолы.

Чрезмерно высокая концентрация смол отрицательно сказывается на ра­боте двигателя. В связи с этим возникает необходимость качественной оценки способности топлива в эксплуатационных условиях к самопроизвольному ос-молению:

2.1.  На сферическое стекло диаметром 50-60 мм нанести исследуемый бензин в
количестве 1 мл.

2.2.  Поставить стекло на асбестовую прокладку. Поджечь находящийся на нем
бензин и дать ему полностью выгореть.

2.3.  По остатку оценить смолистость бензина. Бензины, не содержащие смол,
оставляют на стекле слабозаметное небольшое беловатое пятно; бензины, со­
держащие смолы, оставляют на стекле кольца желтого или коричневого цвета;


бензин, содержащий масло, оставляет на стекле пятно, с наружной стороны ко торого остается кольцо несгоревших капелек масла.

2.4. Определить (приближенно) по таблице количества смол, содержащихся в 100 мл топлива, измерив диаметр пятна сгоревшего бензина линейкой.

Диаметр пятна, мм

6

8

10

12

14

16

18

20

22

24

Количество смол, содержащихся в 1 00 мл топлива

4

И

20

32

43

56

70

85

102

120

2.5.  Налить в пробирку 5... 10 мл (примерно 1/2 пробирки) испытуемого бензиш
и такое же количество водного раствора КМпО4 и взболтать смесь.

2.6.  По истечении двух минут оценить наличие в бензине непредельных углево­
дородов (олефинов). Обесцвечивание слоя или изменение окраски с малиново-
фиолетовой на желтую будет говорить о наличии олефинов в испытуемом об­
разце бензина. При отсутствии в бензине олефинов после расслаивания смесг
фиолетовый цвет раствора не изменится.

Качественная проба на присутствие в бензине нейтральных углеводоро­
дов (олефинов) основана на реакции водного раствора марганцево-кислого ка­
лия (KmnO4):                                                                    ;                                                                                         5

ЗСН = СН2 + 2KmnO4 + 4К2О - 2КОН + 2МпОД + ЗСН(ОН)СН2(ОН)

В результате окисления олефинов кислородом, выделившегося из KmnO4: малиново-фиолетовый цвет раствора переходит в бурый или темно-желтый цвет двуокиси марганца (МпО2), который может выпасть в осадок.

3. Определение содержания в бензине водорастворимых кислот и щелочей (проба на нейтральность).

Цель опыта: Научиться определять наличие водорастворимых кислот и щелочей.

Аппаратура и реактивы: Воронка делительная вместимостью 250-500 мл. пробирки, вода дистиллированная, фенолфталеин (1% спиртовой раствор); ме­тиловый оранжевый (0,02% водный раствор), образец бензина.