Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине: «Автомобильные эксплуатационные материалы», страница 3

Минеральные и другие водорастворимые соединения кислого характера и щелочи вызывают коррозию черных и цветных металлов, влияют на химиче­скую и физическую стабильность, которые определяют длительность хранения бензина.

Поэтому наличие водорастворимых кислот и щелочей в бензине недопус­тимо.

Содержание кислот и щелочей в бензине определяется простейшим каче­ственным анализом:

3.1.  В делительную воронку залить 50 мл (или 25 мл) дистиллированной воды,
подогретой до 50-70°С и такое же количество бензина.

3.2.  В течение 2-5 минут перемешать бензин и воду не слишком энергичным
встряхиванием делительной воронки. После чего закрепить делительную
воронку в штативе и дать смеси отстояться.


3.3.  Образовавшуюся после расслаивания водную вытяжку слить в 2 пробир­
ки, по 2-3 мл в каждую.

3.4.  В одну из пробирок добавить 1-2 капли метил оранжа, в другую пробирку
такое же количество спиртового раствора фенолфталеина. Содержимое в
обеих пробирках хорошо взболтать.

3.5.  Оценку результатов испытания на нейтральность произвести по цвету ок­
рашивания водной вытяжки бензина.

При отсутствии кислот и щелочей водная вытяжка окрасит раствор мети­лоранжа в желто-оранжевый цвет, а раствор фенолфталеина бесцветный или слегка белый.

В присутствии кислот и щелочей индикаторы соответственно окрасят цвет водной вытяжки в оранжево-красный метилоранж или фиолетово-розовый фенолфталеин.

Среда

Метилоранж

Фенолфталеин

Щелочная

Желтая

Малиновая

Нейтральная

Оранжевая

Бесцветная

Кислая

Красная

Бесцветная

Окраска индикаторов в различных средах.

4.  Анализ бензина на наличие активной среды.

Цель: Приобрести навыки в определении наличия активной среды.

Аппаратура и реактивы: Обратный холодильник, пластинка 40x10x2 мм из меди, образец бензина, электронагреватель.

Коррозийная агрессивность бензина зависит главным образом от содер­жания в нем серы и сернистых соединений. При этом различают неактивную серу, активную серу и ее соединения.

Неактивная сера не вызывает коррозию металлов непосредственно, а об­разует различные сернистые соединения при хранении или сгорании в двигате­ле, которые и оказывают коррозийное воздействие, как на черные, так и на цветные металлы. В стандартах (ГОСТ 2084-77) содержание элементарной не­активной серы регламентируется в массовых долях от 0,01% до 0,12%.

Наличие активной серы и ее соединений (сероводорода, меркаптанов и тому подобное) выявляются достаточно простым качественным анализом.

4.1.  Медную пластинку полируют до блеска. Имеющиеся царапины и раковины
удаляют тупой стороной перочинного ножа.

4.2.  После промывания пластину промывают в спирте (ацетоне) для обезжири­
вания поверхности.

4.3.  В коническую колбу заливают испытуемое топливо на высоту 20-25 мм.

4.4.  На медной проволочке подвешивают тщательно отполированную и обезжи­
ренную медную пластинку так, чтобы пластинка была погружена в топливо
приблизительно на половину ее высоты.

4.5.  В колбу вставляют обратный холодильник, охлаждаемый проточной водой,
и опускают точно на 18 минут в кипящую водяную баню (100°С).

4.6.  По истечении 18 минут колбу быстро вынимают из бани, медную пластинку извлекают и тщательно осматривают. Если после испытания медная пластинка покрылась черными, темно-коричневыми или серо-стальными налетами и пят­нами, считается, что топливо не выдерживает испытания. Малиновые пятна и разводы не служат признаками присутствия активной серы.

5. Определение плотности бензина.

Цель опыта: При помощи ареометра уметь определять плотность образца бензина (ГОСТ 3900-85).

Аппаратура: стеклянный мерный цилиндр на 500 мл, ареометр, образец бензина.

Плотность принадлежит к числу обязательных показателей, включаемых в паспорт на топливо.

Она, в основном, используется для перерасчета объемных единиц нефте­продуктов в массовые и наоборот.

5.1.  В стеклянный мерный цилиндр заливают до уровня отстоящего от верхнего
обреза цилиндра на 5-6 см испытуемый бензин. Дать топливу отстояться, чтобы
его температура выровнялась с температурой окружающего воздуха.

5.2.  Медленно и осторожно опустить чистый и сухой ареометр в цилиндр с бен­
зином. Чтобы исключить поломку ареометра, необходимо погружать ареометр в
мерный цилиндр, держа его за тонкий верхний конец, как можно глубже. Про­
извести отсчет плотности по верхнему краю мениска с точностью до тысячной
доли, при этом глаз наблюдателя должен находиться на уровне верхнего мени­
ска, а ареометр не должен касаться стенок мерного цилиндра.

5.3.  Не ранее, чем через минуту, после погружения ареометра в бензин, зафик­
сировать температуру топлива по термометру, вмонтированному в нижнюю
часть ареометра.

5.4.  По формуле 5.1. и таблице 5 пересчитать плотность бензина и определить
ее значение при нормальных условиях t=20°C.

5.1.

у - температурная поправка, которая берется из таблицы 5 в зависимости от ин­тервальных значений плотности нефтепродуктов.

Таблица 5.

Плотность

Температурная поправка на 1°С

Плотность

Температурная поправка на 1°С

1

2

1

2

0,69 – 0,6999

0,00091

0,85 – 0,8599

0,000699

0,70 – 0,7099

0,000897

0,86 – 0,8699

0,000686

0,71 – 0,7199

0,000884

0,87 – 0,8799

0,000678

0,72 – 0,7299

0,00087

0,88 – 0,8899

0,00066

0,73 – 0,7399

0,000857

0,89 – 0,8999

0,000647

0,74 – 0,7499

0,000844

0,90 – 0,9099

0,000633