Проведение маркетингового исследования с целью улучшения деятельности шахты. Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации, страница 4

Сегментирование рынка осуществляется по различным параметрам: географическим, демографическим, поведенческим и т.д. Исследование выделены 19 сегментов рынка из которых представлены крупными экономическими районами России, 8 бывших республик СССР и 1 зарубежный покупатель. (Рисунок 5). Сегментирование рынка углей Кузбасса по разновидностям потребителей представлено на (рисунке 6).

Здесь выделено  5 достаточно крупных групп Российских потребителей, различающихся по направлениям и способам использования углей, а так же сектор зарубежного рынка. Наиболее крупный сегмент (27,1 %) рынка кузнецких углей занимают предприятия коксохимической промышленности, следующим по величине потребителей угольной продукции Кузбасса являются электростанции России. Именно на этот  сегмент рынка обратим особое внимание. В настоящее время на территории Кемеровской области единственным производителем электроэнергии является АООТ “Кузбассэнерго”. Развитие энергетической системы региона привело к следующему размещению электростанций на территории области: г.Кемерово             - Кемеровская ГРЭС, Кемеровская ТЭЦ,      Новокемеровская ТЭЦ, Петровская ТЭЦ.

г. Белово             - Беловская ГРЭС

г. Новокузнецк - Западно-Сибирская ТЭЦ, Кузнецкая ТЭЦ                                

г. Калтан            - Южно-кузбасская ГРЭС  г. Мыски             - Томь- Усинская ГРЭС

Название электростанций являются и основными покупателями угольного сырья, потребляя 52%  его суммарного количества. Общее же количество топлива, используемое энергетиками Кузбасса составляет около 50% емкости регионального угольного рынка.

Основными поставщиками угля на электростанции Кемеровской области являются местные угледобывающие предприятия. Так  на пятый сегмент угольного рынка (рис.6), который занимает 10 %  всей емкости, прямыми поставщиками поставляется энергетический уголь с АО ш.”” . Дальность перевозок здесь минимальная она составляет всего 20 км, а это очень важно если учитывать железнодорожные тарифы на сегодняшний день. Итак 55 %  угольного рынка энергетических углей ш.” занимает ЮК ГРЭС (рис.7), около 20 % угля поставляются в Алтайский край на котельные, 5 % составляют поставки угля населению для бытовых нужд. Остальные 20 % занимают прочие поставки такие как: Каширская ГРЭС, Барнаульская ТЭЦ2, Новосибирская ТЭЦ2,3,4. Необходимо отметить, что в целом по области 6,8 % добываемого угля используется котельными и более 10000 тыс. тонн энергетического угля было отправлено на зарубежный рынок  (рис.6).

Если говорить о направлении поставок алардинских углей, то выясняется, что 70 % энергетических углей потребляется в Кемеровской области, и лишь 30 % вывозиться за ее пределы (рис.9). Это дает основание думать о том, что энергетические угли ш.”” довольно конкурентоспособны, так как на территории кузбасса у потребителей углепродуктов довольно большая альтернатива в выборе поставщиков, и алардинские угли, как видимо занимают не последнее место в этом списке.

75 % потребителей являются крупные компании, такие как ЮК ГРЭС, Кемеровская ГРЭС, Барнаульская ТЭЦ2 и др.

Средние потребители занимают 20 % , мелким же потребителям отгружают всего 5 % добычи угля (рис.11).

Постоянными клиентами ш.”” являются 60 % потребителей ее углей (рис.10).

                               4.1 Позиционирование товара

Все рыночное поле Кузнецких  энергетических углей делится на четыре части:

-  поле высокой конкурентоспособности;   

-  поле низкой конкурентоспособности;

-  промежуточное поле.

Каждое поле имеет 3 уровня цены:

- высокую;

- среднюю;

-  низкую.

Для потребителей данного рынка одним из важнейших качеств является калорийность энергетического угля, чем она выше, тем предпочтительней для потребителей. На основании этих показателей строиться “рыночное поле” энергетических углей. Если говорить о энергетических углях ш.””, то на основе анализа данного “рыночного поля” отметим, что уголь ш.”” имеет 0,879 экв. калорийности топлива. По данным за 1998 год цена энергетических углей ш.”” возросла на 20 % в связи с различными факторами влияющими на цену продукции.  Но даже при увеличении цены ш.”” находиться на поле высокой конкурентности.