Особенности выхода национального предприятия на зарубежный рынок. Рыночная активность предприятия по обеспечению, страница 7

Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов его купить. В рыночной экономике все имеет цену: каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного производства. Равновесной ценой при этом считается цена такого уровня, при которой предложение соответствует спросу. Теоретически и практически товарный дефицит вызывает рост цен, а товарный избыток - их падение.

Партнерские  отношения невозможно развивать без обоснованной системы цен, обеспечивающей каждой организации денежные накопления для научно-технического и социального развития.

Одним из наиболее сложных рынков конечной промышленной продукции является рынок сложно-технической продукции. Функционирование этого рынка характеризуется рядом отличительных черт, которые определяют особенности формирования цен на эту продукцию. Характерной чертой этого рынка является сложная структура, а также широта товарной номенклатуры, которая выражается в создании техники для различных отраслей деятельности.

Формирование цен на сложно-техническую продукцию подчиняется общим закономерностям, но имеет при этом ряд особенностей, связанных  с характером продаваемых товаров.

Выделяются следующие факторы, исходя из которых может определяться возможная цена товара:

¨  издержки производства;

¨  цены конкурентов на аналогичные товары или товары-заменители;

¨  качество и потребительские свойства товара.

При установлении цены предприятие учитывает минимум одно из нижеприведенных  трех соображений. В связи с этим все методы ценообразования можно разделить на три группы:

1)  методы с ориентацией на спрос и уровень конкуренции;

2)  методы с ориентацией на качество и потребительские свойства товара (параметрические методы).

3) методы с ориентацией на издержки производства (затратные методы).

Выбор метода ценообразования зависит от характеристики товара, степени его новизны, качественных характеристик и свойств, стадии жизненного цикла, а также вида и способа производства. Кроме того, при выборе метода установления цен необходимо учитывать и внешние факторы: политическую стабильность в стране, уровень инфляции, систему государственного регулирования экономики и цен, структуру рынка, характер спроса, уровень платежеспособности населения.

Выбору метода ценообразования, учету  всех ценообразующих факторов уделяется большое внимание. От правильности установления цен во многом зависит рентабельность предприятия, его конкурентоспособность, объем реализации продукции и многие другие показатели хозяйственной деятельности.

Сильнейший отпечаток на процесс формирования цен на сложно-техническую продукцию накладывает тот факт, что ее полезность может быть выражена через четко определенные количественные параметры, фиксируемые в технической документации, и что эти параметры сознательно исследуются специалистами по закупкам вплоть до проведения формализованных расчетов и сравнений. Таким образом, цены на сложно-техническую продукцию необходимо формировать на основе тщательного соизмерения с параметрами этой продукции. Это обеспечивается при применении параметрических методов ценообразования.

Суть методов ценообразования, основанных на учете качества и потребительских свойств товара, заключается в определении количественной зависимости между ценой и основными потребительскими характеристиками или уровнем качества продукции в пределах параметрического ряда. Параметрический ряд- это группа товаров, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное функциональное назначение и различается между собой количественным уровнем потребительских свойств.

Выявленные на основе анализа статистического материала количественные зависимости между ценами и параметрами продукции используются для определения цен и проектов цен на ранних стадиях проектирования и конструирования продукции. Используются эти методы и в мировой практике, где конкурентоспособность продукции, ее качество является важнейшим ценообразующим фактором.