Особенности выхода национального предприятия на зарубежный рынок. Рыночная активность предприятия по обеспечению, страница 5

Освоение иностранного рынка путями создания юридических лиц требует тщательного анализа тех политико-направленных и социальных проблем, с которыми неизбежно придется столкнуться на этом рынке. Однако есть ряд очевидных преимуществ, которые дает форма международного совместного предприятия:

- преодоление культурных и информационных барьеров, а также ряда проблем ведения бизнес переговоров;

- использование инструментальных средств маркетинга персонала, привлечение местных специалистов;

- доступ к местному рынку рабочей силы, местных источников сырья, научным исследованиям и производственному потенциалу, включая «ноу-хау»;

- уменьшение хозяйственного риска на основе кооперативного стиля управления, консолидированного капитала и лучших возможностей выхода на рынок совместно выпускаемых изделий;

- преодоление противоречий в проблемах сбыта и маркетинга, менеджмента и логистики, распределения прибыли.

Наукоемкое высокотехнологичное предприятие НПО «Интеграл» свое будущее видит в создании СП с зарубежными предприятиями электронного профиля и в приходе через них в нашу экономику иностранного капитала. Проект структуры микроэлектроники Республики Беларусь и МЭП России с участием СП, которые могут быть образованы предприятиями –производителями полупроводниковых компонентов, представлен на рис.  3.5.

Рис. 3.5. Структура микроэлектроники Республики Беларусь и МЭП России, наше взаимодействие по выполнению Государственного заказа РФ

Наряду с рассмотренными выше формами освоения иностранного рынка существуют также такие формы, как управление проектами, иностранное представительство и участие, проекты «под ключ», контракты на управление, совместные проекты, участие на основе давальческого сырья, лизинга, а также лицензирование, франчайзинг и др.

Положительный эффект дает параллельное использование нескольких форм международного бизнеса, когда невозможно оценить его эффективность по одному критерию. Многокритериальный подход к освоению зарубежных рынков не позволяет считать устойчивыми в качестве приоритетных те или иные формы участия национального предприятия на иностранных рынках. Приоритетна сама рыночная активность как состояние деятельности предприятия-экспортера.

Одна и та же форма реализации рыночной активности одновременно находится на нескольких стадиях вхождения в глобальный бизнес в зависимости от выпускаемых изделий целевых ориентаций на конкретных рынках.

Для экспортоориентированных предприятий, которые выпускают продукцию на основе новейших технологий, характерна высокая степень вовлеченности в рынки других стран. Это обстоятельство, по мнению ряда ученых, позволяет выделить еще одну тенденцию развития процессов глобального бизнеса — усложнение организационных систем управления национальных предприятий при их включении в международное разделение труда. Ее можно назвать синдромом большого бизнеса. Однако на практике доказано, что процессам глобализации и интернационализации предприятий соответствуют гибкие адаптивные организационные структуры с незначительным числом иерархических уровней и широкими диапазонами управления. Так, например, АО «Audi» предприняло в 90-х годах ряд реорганизационных шагов. В результате вместо девяти уровней управления осталось только три. Акцент был сделан на стратегическую ориентацию выполняемой работы всех подразделений независимо от уровня иерархии, а также на познание новых рыночных потребностей и заботу об отношениях с клиентами. АО «ВМW» в качестве стратегии рыночной активности использует бескомпромиссную ориентацию на качество и высокие технологии. Для этого на фирме создан мобильный центр нововведений и перспективных разработок.

Выход на зарубежные рынки требует создания гибких систем управления, процедур принятия решений и форм управленческих отношений с целью развития  и реализации экспортного потенциала национального предприятия.

НПО «Интеграл» в результате всестороннего использования основных параметров РА значительно расширило свой экспортный рынок.