Особенности выхода национального предприятия на зарубежный рынок. Рыночная активность предприятия по обеспечению, страница 10

Простая истина, которой руководствуется мир: «главное не произвести продукцию, а выгодно ее реализовать, получить максимальный доход» приживется и у нас. На 1 февраля 2002г. в нашей республике 5 493 предприятия, или 47,2% от общего числа оказались нерентабельными (НЭГ № 24, стр.4), а на 1 апреля 2004г. 46,3%(НЭГ № 31, стр.1от 30 апр.2004г).

Однако, необходимо отметить, что рыночная активность по реализация высокотехнологичной продукции имеет свои особенности, связанные с постоянным обновлением номенклатуры и продвижением новых изделий на рынке. Исходя из принятой маркетинговой стратегии: завоевание рыночной ниши за счет предложения продукции по значительно меньшим ценам, чем у конкурентов, продукция продается иногда без прибыли или ниже себестоимости. Такая политика проводится фирмами, стремящимися завоевать новые рынки сбыта. При проведении политики низких цен упускается несколько немаловажных факторов:

·  Продажа продукции без прибыли с целью удержать зарубежные рынки не оставляет предприятию резерва на расширенное, а после длительного применения и на простое воспроизводство. Не оставляет источников финансирования для обновления парка технологического оборудования и технологий, что в конечном счете ведет к снижению функциональных возможностей выпускаемой продукции, делает ее неконкурентоспособной и не позволяет поставлять на рынок новую продукцию  с более высоким уровнем цен.

·  Предприятие, применяющее такую политику на отдельных изделиях, должно иметь другую продукцию, которая продаются по ценам, с высоким уровнем рентабельности.

·  Большинство материалов и энергоресурсов предприятие вынуждено покупать за рубежом по реальным рыночным ценам, что повышает себестоимость продукции и, соответственно, цену больше, чем установлено правительством республики для внутреннего рынка. 

Такая ситуация в ценовой политике, конечно, отражается на показателях предприятия.  Повышение цен на продукцию, с одной стороны, приведет к уменьшению продаж и, как следствие,  к потере позиций на рынках ближнего и дальнего зарубежья. С другой стороны, оставить цены на нынешнем уровне означает понести еще большие финансовые потери для  предприятий объединения.

На существующие на мировом рынке тенденции предприятие повлиять не может. Остается искать внутренние резервы по сокращению расходов, среди которых: снижение издержек производства за счет сокращения материальных, энергетических затрат; сокращение расходов на оплату труда и пр. является первостепенным

В целом можно отметить такой интересный факт: в большинстве отечественных предприятий управление затратами ведется по методу "тыка". Например, допустив один раз оплошность (пока комплектующие были востребованы производством, поставщик комплектующих изделий сменил вид деятельности) предпринимается попытка срочно найти выход из положения. И это вместо того, чтобы в самом начале сформировать базу данных по поставщикам, определить несколько вариантов поставок и после выбора оптимального варианта принять окончательное решение. Таким образом, стратегическое управление издержками практически отсутствует, а оперативное если оно и есть, то носит временный характер.

В существующей системе управления издержками в качестве факторов управления используются в основном финансово - экономические показатели. Но проблема заключается в том, что сами по себе финансовые показатели являются следствием (в моделировании это выходные параметры), а не управляющими факторами, посредством которых можно изменить уровень издержек того или иного бизнеса.

Не лучше и положение с планированием затрат. Понятно, что формируется система бюджетов, предусматривающая определенный уровень затрат под определенный объем производства. В очередной раз с изменением цен на мировом рынке меняются и объемы реализации предприятия. Вполне понятно, что вслед за изменением цен начинаются судорожный пересмотр бюджетов. Сначала идут попытки придать какую-то логику действиям при формировании бюджета, но когда дополнительно появляется информация о повышении тарифов на энергоносители, логика исчезает, просто урезается расходная часть, запрещая при этом трогать доходную.