Особенности выхода национального предприятия на зарубежный рынок. Рыночная активность предприятия по обеспечению, страница 20

Рост доходов населения снимает с бюджета дотационную нагрузку, связанную с субсидированием жилищно-коммунального сектора, устраняет перекрестное субсидирование и перераспределяет тарифы на энергоносители. Реальный сектор экономики разгружается и повышает его конкурентоспособность.

Лозунг «покупай отечественное» работает только при условии, если отечественные товары и услуги не хуже и не дороже зарубежных. При широком  ассортименте качественных зарубежных товаров на прилавках белорусских магазинов отечественную продукцию покупать не спешат, что приводит к немедленному притоку импортной продукции. Опыт показывает, что на первом  месте стоит качество, а на втором цена: при росте доходов  населения  увеличиваются  требования к качеству товара и выигрывают те производители, которые выпускают  продукцию с лучшими потребительскими характеристиками, хотя и по большей  цене.

Наряду с ростом экспортного потенциала инновационная деятельность как фактор экономической безопасности государства обеспечивает развитие внутреннего рынка республики. Необходимо отметить, что развитие производства всех высокоразвитых стран направлено на удовлетворение спроса своего населения. Произведенная внутри страны продукция потребляется на внутреннем рынке, а зарубежные продажи – хорошее дополнение к внутренним.

Белорусские предприятия должны увеличивать свой экспорт, но основная их деятельность должна быть направлена на насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами. Белорусские производители в значительной степени отстают от быстро изменяющегося спроса внутреннего рынка, определенного высоким уровнем потребительских характеристик импортных товаров. Основная масса белорусских товаров производится по так называемым традиционным технологиям, которые подлежат замене более эффективными, новыми и высокими. Только активизация инновационной деятельности может обеспечить конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем рынке.

Ввоз и потребление товаров иностранного производства приводит к потере  конкурентных преимуществ отечественной промышленности. Отечественная  продукция вытесняется с внутреннего рынка из-за массированных поставок товаров  зарубежными фирмами, хроническая нехватка оборотных средств предприятий белорусской промышленности еще более способствует этим процессам.

Этому существует ряд объяснений.

Во-первых, у белорусских граждан за многие годы сложился определенный  стереотип, что при производстве товаров на внутренний рынок и на экспорт  существуют разные требования. Для производства экспортных товаров использовались лучшие по качеству материалы и комплектующие, и контроль качества готовой  продукции был более жестким. Несмотря на то, что сегодня белорусские предприятия не делят продукцию на экспортную и не экспортную, стереотип дает о себе знать.

Ощущая себя частью единого мирового хозяйства, сегодня производители Беларуси одинаково изучают конъюнктуру как внешнего, так и внутреннего  рынка. Нет продукции экспортной и не экспортной, а есть конкурентоспособная, и  произвести ее можно, только соблюдая общепринятые нормы технологичности,  степень стандартизации готовых изделий, проведя сертификацию производства и  готовой продукции. Тем более что за качество произведенного товара ручается  третья  сторона  - сертифицирующий  орган.

Разработка и внедрение систем качества и, в частности, системы ИСО серии 9000 позволяет предоставлять заказчику продукцию самого высокого качества, создает реальные условия для повышения конкурентоспособности предприятия. Это определяет политику в области качества, ответственность руководства и всего персонала.

Во-вторых, основная масса белорусских товаров производится по так называемым традиционным технологиям, из-за чего порождается низкая конкурентоспособность товаров Беларуси, в том числе и на внутреннем рынке. По расчетам экспертов, Республика Беларусь отстает в технологическом развитии от экономически развитых стран. Что касается цен, то до настоящего времени  на  продукцию отечественных предприятий они продолжают неуклонно расти. Это  обусловлено ростом цен на ввозимое сырье и материалы, а также тем, что при  росте заработной платы значительно вырос удельный вес фонда оплаты труда и налогов от него в себестоимости продукции, а не улучшением его потребительских качеств. Таким образом, одновременно с повышением заработной платы у  предприятий возникает проблема с реализацией продукции из-за ее высокой  цены.